Deep Purple – Deep Purple (April)

Очень сложно рассказывать про любимые альбомы, которые слушаешь с детства и даешь оценку 10 из 10 безоговорочно. April – самый мой любимый альбом Deep Purple и, наверное, одна из любимейших пластинок, хоть обложка и потрепана жизнью, а сама она в одном месте заедает.


С чего начать? Наверное с обложки: с нее обычно начинается знакомство с альбомом. Правда, во времена советских кассетных магнитофонов, конечно, ни о каких обложках никто и не догадывался, поэтому я пропустил этот шаг. К альбому обложка имеет весьма косвенное отношение: в оформлении использованы фрагменты знаменитых картин Иеронима Босха. Помимо голых людей, музыкальных инструментов, отрезанного уха и других замечательных и не очень вещей на титульной стороне можно увидеть притаившихся музыкантов группы Deep Purple, которых туда вклеили довольно-таки неуклюже. Но уж что есть, то есть. Зато несомненный плюс обложки – комментарии к композициям, что значительно упрощает мне составление данной заметки.

Прежде чем перейти к обзору композиций хотел бы отметить несколько вещей. Во-первых, это последний альбом с Эвансом в качестве вокалиста, и, на мой взгляд, – его лебединая песня. Безусловно, нельзя не восхищаться Гилланом, которого я считаю одним из лучших, но для более арт-рокового и спокойного альбома вокал Эванса вписывается как нельзя лучше. Во-вторых, хотелось бы отметить 1969-1970-ый годы как вообще лучшие в рок-музыке и в прогрессивной рок-музыке в частности. Никогда, ни до, ни после не было такого количества новых замечательных групп и идей, как в то время. Кто-то выпустил один альбом и исчез, кто-то потом стал популярным, но именно первые альбомы того времени меня до сих пор восхищают своей свежестью и яркостью (Slade “Play it Loud”, VdGG “Aerosol Grey Machine”, Black Sabbath “Black Sabbath” и др.). В-третьих, нельзя не отметить влияние Джона Лорда, который, несомненно, внес наибольший вклад в этот альбом.

Chasing Shadows
Несколько отличающаяся от других композиция, посвященная ночному кошмару Лорда. Построена на барабанно-клавесинной теме от Пэйса и Лорда. Текст ближе всего подходит к обложке, так как тоже описывает кошмары и ужасы. Музыка, тем не менее, совсем не соответствует тематике, с тем же успехом можно было бы петь о цветах и мире во всем мире, а не о “гигантах 20 футов в высоту”. И всё же – прекрасное открытие альбома, здесь как раз нужно что-то энергичное.

Blind
В противовес – более размеренная композиция. Как не музыкант, не знаю разницы между claves и harpsichord, но подозреваю, что это разновидности клавесина. Здесь играет настоящий клавесин, который harpsichord. Песня о уходящем времени, временах года, как и многие на этом альбоме. Лорд здесь просто на высоте. Одна из самых любимых песен здесь.

Lalena
Песня шотландского музыканта Донована, также исполненная в меланхоличных медленных тонах. Как указано в примечаниях, сыграно без сведения, кроме гитарной части в конце. Наиболее лирическая песня в альбоме.

Fault Line
И опять в противовес – более жесткая, гипнотическая песня. Примечательна история ее создания – музыканты должны были поехать в Лос Анжелес во время землетрясения. Отсюда и появилась идея пустить запись органа и барабанов в зацикленном режиме в реверсивном воспроизведении. Получилось очень круто. Также одна из любимейших песен с объемными органными соло и замечательным вокалом Эванса. Текст также посвящен скоротечности времени.

Why didn’t Rosemary
Более блюзовая композиция открывает вторую сторону. Всё больше органных соло Лорда, которые занимают бОльшую часть композиции, переплетаясь с гитарными запилами Блэкмора.

Bird has Flown
Еще одна любимая вещь с этого альбома. Пропитана пессимизмом об ушедшей любви. Блэкмор использовал примочку к гитаре Вах-Вах (Wah-Wah), которая стала впоследствии широко известной. Получилось очень здорово. Стоит отметить гитарное соло в середине и прекрасное завершение с органом, это просто сверхшедевр, такой напор страстей!

April
И завершает альбом 12-минутная почти-оркестровая April в трех частях. Посвящена, как и следует из названия месяцу апрелю. Джон Лорд (орган) и Ричи Блэкмор (акустическая гитара) на двоих записали первую часть. В мелодию удачно вплетается хор. Далее следует оркестровая часть от Лорда, из инструментов – в основном духовые (флейты, гобои, кларнеты) и скрипичные (скрипка, альт, 2 виолончели). Третья часть возвращает к началу и развивает тему хора, но в более роковом ключе, в интерпретации всей группы.

Обзор хотелось бы закончить также словами из примечаний: “В целом, мы надеемся, что April представляет в связном и целостном виде наше представление о красивом, но печальном (для нас) месяце”.


Хотелось бы сказать несколько слов о 40-летнем юбилейном издании альбома. На него были добавлены интересные версии оригинальных песен, какие-то отличаются сильно, какие-то неочень, но на альбом, безусловно, были выбраны лучшие по атмосфере и темпу. Хотя некоторые быстрые версии (Painter) мне тоже весьма нравятся. Кроме того, в это издание вошла песня Emaretta (в двух версиях), трехминутная композиция, которая скорее подошла бы на первый или второй альбом группы. Она неплохая, но была отброшена совершенно справедливо.

This entry was posted in Музыка. Bookmark the permalink.

Leave a Reply