Очень сложно рассказывать про любимые альбомы, которые слушаешь с детства и даешь оценку 10 из 10 безоговорочно. April – самый мой любимый альбом Deep Purple и, наверное, одна из любимейших пластинок, хоть обложка и потрепана жизнью, а сама она в одном месте заедает.
С чего начать? Наверное с обложки: с нее обычно начинается знакомство с альбомом. Правда, во времена советских кассетных магнитофонов, конечно, ни о каких обложках никто и не догадывался, поэтому я пропустил этот шаг. К альбому обложка имеет весьма косвенное отношение: в оформлении использованы фрагменты знаменитых картин Иеронима Босха. Помимо голых людей, музыкальных инструментов, отрезанного уха и других замечательных и не очень вещей на титульной стороне можно увидеть притаившихся музыкантов группы Deep Purple, которых туда вклеили довольно-таки неуклюже. Но уж что есть, то есть. Зато несомненный плюс обложки – комментарии к композициям, что значительно упрощает мне составление данной заметки.
Прежде чем перейти к обзору композиций хотел бы отметить несколько вещей. Во-первых, это последний альбом с Эвансом в качестве вокалиста, и, на мой взгляд, – его лебединая песня. Безусловно, нельзя не восхищаться Гилланом, которого я считаю одним из лучших, но для более арт-рокового и спокойного альбома вокал Эванса вписывается как нельзя лучше. Во-вторых, хотелось бы отметить 1969-1970-ый годы как вообще лучшие в рок-музыке и в прогрессивной рок-музыке в частности. Никогда, ни до, ни после не было такого количества новых замечательных групп и идей, как в то время. Кто-то выпустил один альбом и исчез, кто-то потом стал популярным, но именно первые альбомы того времени меня до сих пор восхищают своей свежестью и яркостью (Slade “Play it Loud”, VdGG “Aerosol Grey Machine”, Black Sabbath “Black Sabbath” и др.). В-третьих, нельзя не отметить влияние Джона Лорда, который, несомненно, внес наибольший вклад в этот альбом.
Chasing Shadows
Несколько отличающаяся от других композиция, посвященная ночному кошмару Лорда. Построена на барабанно-клавесинной теме от Пэйса и Лорда. Текст ближе всего подходит к обложке, так как тоже описывает кошмары и ужасы. Музыка, тем не менее, совсем не соответствует тематике, с тем же успехом можно было бы петь о цветах и мире во всем мире, а не о “гигантах 20 футов в высоту”. И всё же – прекрасное открытие альбома, здесь как раз нужно что-то энергичное.
Blind
В противовес – более размеренная композиция. Как не музыкант, не знаю разницы между claves и harpsichord, но подозреваю, что это разновидности клавесина. Здесь играет настоящий клавесин, который harpsichord. Песня о уходящем времени, временах года, как и многие на этом альбоме. Лорд здесь просто на высоте. Одна из самых любимых песен здесь.
Lalena
Песня шотландского музыканта Донована, также исполненная в меланхоличных медленных тонах. Как указано в примечаниях, сыграно без сведения, кроме гитарной части в конце. Наиболее лирическая песня в альбоме.
Fault Line
И опять в противовес – более жесткая, гипнотическая песня. Примечательна история ее создания – музыканты должны были поехать в Лос Анжелес во время землетрясения. Отсюда и появилась идея пустить запись органа и барабанов в зацикленном режиме в реверсивном воспроизведении. Получилось очень круто. Также одна из любимейших песен с объемными органными соло и замечательным вокалом Эванса. Текст также посвящен скоротечности времени.
Why didn’t Rosemary
Более блюзовая композиция открывает вторую сторону. Всё больше органных соло Лорда, которые занимают бОльшую часть композиции, переплетаясь с гитарными запилами Блэкмора.
Bird has Flown
Еще одна любимая вещь с этого альбома. Пропитана пессимизмом об ушедшей любви. Блэкмор использовал примочку к гитаре Вах-Вах (Wah-Wah), которая стала впоследствии широко известной. Получилось очень здорово. Стоит отметить гитарное соло в середине и прекрасное завершение с органом, это просто сверхшедевр, такой напор страстей!
April
И завершает альбом 12-минутная почти-оркестровая April в трех частях. Посвящена, как и следует из названия месяцу апрелю. Джон Лорд (орган) и Ричи Блэкмор (акустическая гитара) на двоих записали первую часть. В мелодию удачно вплетается хор. Далее следует оркестровая часть от Лорда, из инструментов – в основном духовые (флейты, гобои, кларнеты) и скрипичные (скрипка, альт, 2 виолончели). Третья часть возвращает к началу и развивает тему хора, но в более роковом ключе, в интерпретации всей группы.
Обзор хотелось бы закончить также словами из примечаний: “В целом, мы надеемся, что April представляет в связном и целостном виде наше представление о красивом, но печальном (для нас) месяце”.
—
Хотелось бы сказать несколько слов о 40-летнем юбилейном издании альбома. На него были добавлены интересные версии оригинальных песен, какие-то отличаются сильно, какие-то неочень, но на альбом, безусловно, были выбраны лучшие по атмосфере и темпу. Хотя некоторые быстрые версии (Painter) мне тоже весьма нравятся. Кроме того, в это издание вошла песня Emaretta (в двух версиях), трехминутная композиция, которая скорее подошла бы на первый или второй альбом группы. Она неплохая, но была отброшена совершенно справедливо.