Этот отпуск получился у нас довольно необычным: с 17 по 27 августа мы провели практически непрерывно на трассах северо-западной части нашей страны. Изначально планировалось посетить Санкт-Петербург, Выборг и Архангельск. Что из этого получилось можно прочитать ниже:)
Выезд из Москвы, как и следовало ожидать, получился нелегким. Выехав в 12, МКАД прошли почти без заторов, – с самого востока до запада. По пути мы решили заехать в приют животных “Лесной приют”, который находится в деревне Бодрово, недалеко от Клина, поэтому поехали по Новорижскому (М9). Тут-то нас и настигли дожди. Ливни заливали так, что ничего не было видно, а лужи, особенно на ремонтируемых частях дороги, проехать можно было лишь на самой маленькой скорости. Так что к приюту мы подъехали уже часа в 3 (еще и не сразу нашли – оказывается, не надо ехать в деревню, а приют находится за зеленым забором на съезде с дороги в сторону Бодрово). В приюте нас встретила приветливая пожилая смотрительница, которая показала нам всех питомцев – около 100 собак и кошек. Большинство непереставая лаяли, но некоторые оказались очень спокойными и ласковыми. Содержание животных очень хорошее.
Но задерживаться было нельзя – впереди 700 км до Питера. Дорога оказалась очень тяжелой. Особенно запомнилась в негативном смысле Тверь, где проходил очередной ремонт дороги и ехать было особенно тяжело. Видимо, именно на тех ухабах, один из винтов, держащих подушку двигателя, не выдержал – и на заправке его сорвало. Двигатель остался держаться на одном винте, но при любом движении машины его болтало весьма сильно. Пришлось вызвать эвакуатор. Нас отвезли примерно 50 км до города Вышний Волочёк, где пришлось заночевать в придорожном отеле.
Надо сказать, что нам повезло попасть именно в этот город. Это один из немногих городов, в которых советское наследие отложило благородный отпечаток. Автомобильные сервисы до сих пор сохранили вывески 50-летней давности, а их работники, кажется, способны разобраться с любым автомобилем. Быстро и качественно ребята поменяли нам винты на машине, которую в первый раз в жизни видели. Но на этом наши приключения с машиной не закончились: выяснилось, что багажник почему-то перестал открываться. Казалось бы, ерунда, но как ехать дальше? Хорошо что в другом сервисе оказался не менее толковый и опытный дядька. Правда и там пришлось повозиться порядочно. Так что до Питера мы решили не ехать, а остановиться на ночевку на озере Ильмень.
Сначала мы хотели остановиться на восточном берегу озера, но оказалось, что подъехать к берегу там нельзя. Пытаясь это сделать, мы свернули с небольшой асфальтовой дороги, огибающей озеро, на проселочную. Очень живописный путь, заросший по обе стороны небольшими деревцами, окончился тупиком: небольшая деревня с двумя мужиками на завалинке, цепным псом, трактором и коровами дальше никуда не вела. Пришлось разворачиваться, но по пути удалось прихватить напиленные березовые чурбаки, которые стопочками лежали вдоль дороги и явно предназначались для зимнего отопления в деревне. Через Старую Руссу поехали по Р-51 в сторону Новгорода. И тут нас ждала удача: за деревенькой Устрека оказалась отличное место для кемпинга: на поросшим травой берегу можно было поставить машину и палатку, сделать костер. Рядом так же остановилось еще несколько компаний, но всем хватало места и было хорошо. Купаться правда не вышло: озеро всё заросло илом и водорослями. Зато шашлык сделали отличный, и поспали в палатке.
На следующий день взяли курс на Новгород. По пути заехали в деревню Коростынь, где расположен ныне пришедший в полный упадок путевой дворец Александра Первого. В Новгороде почти не останавливались: нужно было спешить на Chaos Contructions. Посмотрели только главную площадь с вокзалом. Дорога на М10 оказалась на редкость хороша: две полосы в каждую сторону, машин почти нет… Но дальше опять пошла тяжелая трасса Москва-Петербург, которую мы преодолели лишь к 4 часам вечера. Но в конце концов мы попали на демопати, где немного отдохнули.
Вечером мы решили не оставаться в городе, а опять встать с палаткой – на этот раз на берегу Ладожского озера. Было уже поздно, но нам удалось-таки в темноте встать на берегу озера, прямо в начале Дороги жизни. Ночью разразилась гроза – ветер с силой бил в палатку. Весь следующий день озеро было неспокойно, так что поплавать на лодке не удалось. Зато на костре были приготовлены всевозможные припасы – начиная от макарон и заканчивая печеными яблоками.
Поплавать по озеру получилось на следующий день. Хотя озеро было всё еще не спокойно, положительные впечатления остались (а главное – лодку не зря брали!). В полдень уже выехали – было решено во вторник уже посетить Выборг. Дорога оказалась длиннее, чем казалась – особенно из-за ремонтов мостов, которые сильно замедляли движение, так как мосты поочередно пропускали машины то в одну, то в другую сторону. В Выборге мы, как обычно, остановились в отеле Атлантик, который находится в самом историческом центре города. Погода всё еще была хорошая – получилось не только отдохнуть в гостинице, но и погулять по улочкам Выборга. Приятно, что город постепенно реставрируют: многие здания за два года починили.
На следующий день мы отправились в сторону Архангельска, по пути заехав опять на Ладожское озеро, в крепость Орешек. Крепость нам показал Дима, он живет рядом. Попасть туда можно только на курсирующих с берега частных моторных лодках. Тем не менее, желающие посмотреть памятник истории было достаточно – с нами на остров отправилась еще группа людей. Крепость, несмотря на реставрационные работы, находится в достаточно плачевном состоянии – кроме стен и двух тюрем там, по сути, ничего нет. Тем не менее, дух многовековых событий там действительно чувствуется. Монумент в центре посвящен сражениям Великой Отечественной Войны, благодаря защитникам крепости, немцы не смогли замкнуть осаду Ленинграда. Другие мемориальные доски посвящены тюремным временам крепости. Именно здесь был расстрелян брат Ленина – Александр Ульянов. Революционерам посвящены экспозиции в обеих тюрьмах – именно здесь содержались (а многие и умерли здесь же) ключевые борцы с царским режимом. Еще один памятник посвящен миру между Новгородом и Швецией аж 1323 года!
Дальше была долгая дорога, о которой мало что хорошего можно вспомнить: дождь, плохие дороги… Изначально запланированная остановка на Онежском озере оказалась нереализуемой: все съезды с грунтовой дороги уходили в какие-то жуткие болота и грязь. Никаких населенных пунктов и заправок на протяжении 200-300 км… Жутковатые места. Наконец, добрались до городка Вытегра, уже в темноте. Там уже пошли нормальные дороги. Но вместо того, чтобы поехать по дороге до Каргополя, мы по совету навигатора поехали через Пудож. До Пудожа дорога была неплохая, а вот потом – опять пошла грунтовка… В результате в 2 часа ночи было решено съехать. Опять шел дождь, так что о палатке и речи не было. Спали в машине. На утро оказалось, что рядом протекает широкая и хорошая река, которой на карте навигатора и в помине не было! На этот раз завтрак получился отменным – картошка, печеные яблоки, сосиски, супчики. Дождь всё еще не переставал, грунтовая дорога продолжалась до самого Каргополя. В Каргополе мы смогли посмотреть только соборный комплекс, который очень впечатлил, даже несмотря на погоду. Дальше мы поехали по дороге на Плесецк, которая на удивление оказалась очень хорошей (ремонт только закончили). А вот дальше опять пошли колдобины, а потом и грунтовка. На грунтовой дороге после Емцы пришлось ждать минут 15, когда краны и камазы вытягивали упавшую с дороги цистерну.
В Архангельск приехали уже около полуночи. Гостиницу нашли почти сразу – Двину – центральную и практически единственную с советских времен. Цены неприятно удивили. Двухместный номер стоит там 3200 руб за ночь, хотя то, что они там предлагают не идет ни в какое сравнение, например, с Атлантиком в Выборге. Всё разваливается, холодильник гудит, вода горячая даже не всегда есть. Зато интернет быстрый:)
На следующий день мы прошлись по центру города (погода всё еще ужасная), в том числе посмотрели художественный музей неподалеку от гостиницы. Музей художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова очень понравился: здесь собраны работы художников, которые жили среди самоедов и ненцев, посещали острова Белого Моря и Северного Ледовитого Океана, зарисовывая то, что видят. Есть здесь и работы Тыко Вылко – одного из коренных жителей Новой Земли. Кроме того, здесь же можно купить книги, посвященные Северу. Вечером погода улучшилась и мы посетили Малые Корелы – деревню неподалеку от Архангельска, где находится музей деревянного зодчества. На довольно обширной территории музея, среди леса, собраны дома, мельницы и даже церкви – такие, как они строились жителями Архангельской области. Центральную область занимает Каргопольская экспозиция, где нашлось место даже огромной деревянной церкви.
На следующий день мы съездили в Северодвинск – посмотреть Белое Море и завод Звездочка, где ремонтируют подводные лодки. Суровый, но красивый берег Белого Моря очень понравился. Мы прошли по нему почти до самого завода, где хорошо были видны контуры лодок. А чуть дальше расположен лес, где тоже можно отдохнуть. В общем, очень хорошее место!
В воскресенье мы поехали в 7 утра домой. Путь неблизкий – больше 1200 км. Остановок почти не делали, только в Вологде, где посмотрели город и пообедали в ресторане “Респект”. Очень понравился местный суп из белых грибов! Домой приехали уже ночью, на подъезде к Москве, как и следовало ожидать, были сплошные пробки и жуткий туман…