Написать об альбоме замечательного польского художника Яцека Йерки у меня было запланировано уже давно, наверное, с самого возникновения сайта и блога (2011 год). Но, как это часто у меня получается, никак не доходили руки; даже на блоге, как выяснилось, не было категории, посвященной изобразительному искусству! А ведь у меня столько интересных альбомов есть, взять хотя бы альбом братьев Хильдебрандт или же Worlds Away – альбом музыканта из группы Voivod. Но начать всё-таки стоит с моего, пожалуй, самого любимого альбома – Mind Fields.
Яцек Йерка – уникальный художник, который начиная с 80-ых годов создает фантастические рисунки, с большой тщательностью и детальностью вырисовывая множество объектов, которые порой из мелких и незначительных незаметно переходят в самую суть образа. На данный момент основной сайт художника – Yerka Land, где можно посмотреть около 200 работ, приобрести некоторые из них по безумной цене в несколько сотен евро (просто напечатанные, полноценные рисунки стоят больше 2000 евро), а также свежее издание Mind Fields (2014 года) по цене 30 евро. Тематика работ очень обширная – в них переплетается тяга к природе и сельской местности и футуристические чудовища, готика и хижины с соломенными крышами, упадок и декаданс и красота природы. И главное, как мне кажется: очень редко на картинах можно увидеть людей. И если и можно, то обычно они старые. Многие картины очень близки по духу к известному рассказу Брэдбери, когда в мире вдруг исчезли все люди (кроме одной семьи). Так и здесь, следы деятельности человека, всякие инструменты, кружки, тарелки, даже неубранная постель – на месте, а сами люди неуловимо отсутствуют.
Непонятно, кому пришла в голову мысль снабдить каждый рисунок небольшим рассказом за авторством Харлана Эллисона, известного американского писателя-фантаста, специализирующегося на коротких рассказах. Вероятнее всего, издателю альбома. На мой взгляд, сложно найти кого-то более противоположного по духу, чем эти двое: в центре психологических зарисовок Харлана всегда стоят люди, тогда как у Яцека главное – предметы. Но как написать рассказ о вещах? Поэтому частенько образы, получившиеся у Эллисона, как минимум вызывают противоречивые эмоции. Будь то рассказ про Африку на фоне колосящейся пшеницы или же рассказ о торжестве природы на фоне заросшей водорослями ванной комнаты.
Но всё-таки одно общее, кроме потрясающего полета фантазии, у них нашлось – первый рассказ Харлан посвятил немецким концентрационным лагерям в Польше, где убивали евреев. В конце книги приведено послесловие Х. Эллисона, где он подробно объясняет выбор этой темы. По его мнению, нацизм и фашизм продолжают здравствовать и поныне, а этого ни в коем случае нельзя допустить (что как нельзя актуально и сегодня, спустя более 20 лет с момента выхода первого издания Mind Fields в 1994 году, которое я и держу в руках). Поэтому он и посвятил центральный рассказ истории из книги While Six Million Died, в которой рассказывается о безразличии, игнорировании уничтожения евреев в Польше американскими властями во времена начала Второй Мировой Войны.
Остальные рассказы также снабжены заметками Эллисона. Но вот мнения автора картин, Яцека Йерки, очень недостает. А ведь многие из картин слишком абстрактны и непонятны. Хотел ли сказать что-то автор или просто нарисовал занятную абстракцию? Разве что по отношению к картине “Европа”, где изображен каменный остров-город, висящий в небе, расколотый надвое, вопросов не остается.
Все рисунки в крупном размере можно скачать по этой ссылке.