Сегодняшняя запись посвящена книге Freax – уникальному труду Тамаша Полгора, известному на демосцене как Tomcat/MadWizards о демосцене на компьютерах Commodore Amiga и Commodore 64. Книга вышла в 2005 году, затем последовало издание альбома с демосценерской графикой в 2006 году (у нас их аж 2 штуки!), а в 2008 году увидело свет переиздание первой книги. Планируемая вторая часть так, к сожалению, до сих пор и не вышла, а выйдет ли вообще – неизвестно.
Книга была прочитана мной еще в 2009 году, так почему же запись в блоге появляется сейчас? Дело в том, что книга мне очень понравилась, и я решил написать о ней в создаваемый мною в то время дискмаг об амижных играх. В конце концов, дискмаг всё-таки был выпущен в начале этого года, но ту статью я так и не дописал. Ниже я публикую тот неоконченный обзор, который описывает начало книги.
Было еще и второе дело, связанное с этой книгой. Дело в том, что на страницах книги Tomcat часто приводит примеры лучших и самых значимых, по его мнению, демок. Тогда и родилась идея сделать подобный список лучших демок в свободном доступе. Для этих целей идеально подошла Амижная Вики, которую ведет easy_john. Но само наполнение списка опять же затянулось на пару лет. И вот, этим маем, я собрался с силами и довел дело до конца. В процессе наполнения списка выяснилось, что демок, приводимых Tomcat’ом, для такой работы недостаточно: у него были и ошибки, да и некоторые демки были выбраны явно субъективно и на деле представляли мало ценности. Тогда список был дополнен за счет самых популярных демок на pouet.net – на этом сайте собираются все активные демосценеры и оценивают демки. Конечно, старые работы не так популярны, как только что вышедшие, но здесь работает хорошее правило: те работы, о которых до сих пор помнят – это и есть настоящее культурное наследие!
В таблицу лучших демок вошли все самые интересные и значимые демки/интры/музыкальные диски и слайдшоу на плафторме Амига (ECS и AGA) за почти 30 лет существования этих компьютеров. Демки можно сортировать по названию, демогруппе, дате выпуска, типу и демопати. Всего на данный момент собрано 310 работ.
В дальнейшем я планирую собрать архив всех приведенных выше демок, которые можно будет легко запускать в эмуляторе и на реальном компьютере. А еще есть планы составить такой же список по досовским демкам…
Обзор книги
Еще свежа в памяти шумиха, поднятая вокруг этой книги в кругах демосценеров и ретро-компьютерщиков в 2005-ом, когда Тамаш Полгар также известный как Tomcat из группы Madwizards выпустил ее после 10 лет упорной работы. И надо сказать, шумиха была не на пустом месте – более полной и последовательной истории демосцены на компьютерах Commodore 64 и Commodore Amiga сложно себе представить. Сам я приобрел эту книгу только в 2008, когда увидело свет второе
издание. И очень этому рад – думаю скоро его тоже всё раскупят, а тем кто не успеет на этот раз придется ждать еще как минимум несколько лет.
365 страниц содержат, как гласит подзаголовок “Краткую историю компьютерной демосцены”, обильно иллюстрированную и приправленную интересными историями от известных демосценеров, участников крекерской сцены и т.д. Эта книга покрывает только две крупнейшие платформы – C64 и Amiga, по IBM PC и остальным платформам будет посвящена вторая часть. Сравнительно краткое вступление посвящено объяснению термина “демосцена” и истории компьютерной техники. Этому разделу уделено всего 15 страниц, однако уже здесь встретятся помимо широко известных фактов разные малоизвестные занимательные истории из ранних компьютерных дней. Например, история о ранних экспериментах с компьютерными играми, когда в Брукхейвенской Национальной Лаборатории в 1958 году физики создали для развлечения посетителей лаборатории компьютерную игру Tennis Two, которая, возможно, стала прототипом Pong’а. А уже совсем скоро компьютерная техника так развилась, что люди стали экспериментировать с 3D графикой! Я думаю не все знают, например, что Эд Кэтмулл, основатель известнейшей сейчас студии Pixar Animations участвовал в создании первого шлема виртуальной реальности, разработал текстурный мэппинг (то есть именно тот способ, на котором построена почти вся трехмерная графика сегодня: на трехмерные полигоны накладываются
двумерные картинки-текстуры) и z-buffer – еще одну из основных технологий в трехмерной графике. Заканчивается раздел историей об основных вехах в разработке электронного звука.
Раздел по Commodore-64 начинается опять же последовательно, с самого основания компании, здесь приводятся факты из истории создания компьютера и основных модификаций, а уже затем автор приступает к самым ранним шагам энтузиастов-демосценеров, а именно к крекерской сцене. Особенно интересно провести параллель с нашими сегодняшними дебатами и изменениям в законах в отношении защиты авторских прав в области компьютерных программ и игр и тем, что было в 80-ые. В книжке приведена стенограмма телевизионной передачи, где встречались известный немецкий юрист фон Гравенреус, известный разработчик компьютерных игр, ранее бывший участником крекерной сцены, Теус Вайдеманн из Rainbow Arts и известный крекер MWS из группы Radwar. Также в книге приведен скан письма от некоей “16-летней Тани”, которая “ищет новые игры”. На самом деле эти письма рассылались тем самым фон Гравенреусом разным деятелям крекерной сцены. В конце концов, как ни странно, в Германии законы были изменены в пользу крекеров, так как многие немецкие земли посчитали, что негоже судить своих граждан ради каких-то заграничных компаний.