Сегодняшняя заметка, хоть и занесена в рубрику “Старые игры”, посвящена игре, вышедшей совсем недавно – в декабре 2011 года, и тем не менее, мне хотелось бы написать о ней именно здесь. Дело в том, что даже на фоне так называемых “инди-игр”, созданных небольшими независимыми от издателей компаниями или игроделами-одиночками, Treasure Adventure Game выделяется своей атмосферой, тем, как погружаешься в нее с головой. И действительно, только полностью погрузившись в нее и полностью разделяя мироощущение автора можно пройти ее! Остальные просто забросят ее на полпути – а он тут не близкий.
Игроку в роли маленького мальчика с крюком вместо руки предстоит пройти огромный двумерный мир с множеством NPC (персонажей, с которыми можно взаимодействовать), карт, врагов и, конечно, сокровищ! Причем, на многие карты придется возвращаться не раз – с появлением новых вещей в инвентаре появятся и новые способности, которые позволят забраться в недоступные ранее места. Я советую даже записывать где-нибудь на бумажке подозрительные с этой точки зрения двери, платформы и т.д. – чтобы не приходилось подглядывать в прохождения. Даже мне пришлось это сделать в конце, так как кое-какие вещи я не нашел. А для прохождения игры с “хорошей концовкой” нужно собрать ВСЁ (кроме фрагментов других измерений, которые собираются опционально).
Но начнем с начала – а именно с завязки сюжета, которая рассказывается в длинном ролике на игровом движке с множеством диалогов. Некоторых она может утомить (тем более что вариантов прокрутки этих вставок не существует – или, во всяком случае, я не нашел), но на самом деле сюжет в игре закручен очень лихо, правда это открывается только в самом конце. Так вот, два искателя приключений, Гажин и Боггус наконец-то собирают все сокровища, открывающие проход к древнему артефакту. Их сопровождает маленький сын Гажина, и все вместе они входят в таинственный храм с артефактом. Дальше история прерывается, и игра переносит нас на несколько лет вперед, где маленький мальчик уже не так мал и наконец может начать исследовать мир самостоятельно. В этом ему поможет компактная чудо-лодка, которая автоматически появляется всякий раз, как он попадает в воду, и крюк, который неведомо как оказался у него вместо руки.
Спустя некоторое время выясняется цель игры – собрать 12 сокровищ, которые опять раскиданы по всему миру, и принести их все тому же Боггусу – построившему музей на месте того храма. И вот начинается приключение… Сокровища раскиданы по многочисленным островам, а некоторые лежат на дне морском. Каждое сокровище охраняется сложным и интересным боссом. Здесь будут и подводные монстры, и роботы, и даже гонки на тележке в шахте!
Очень интересен игровой мир и с точки зрения населяющий его обитателей. Только малая часть из них – это люди, но и они весьма колоритные и запоминающиеся (в том числе тем, что каждый из них имеет уникальную внешность). Очень запоминается остров AngelOak, состоящий из одного большого дерева, на котором нашлось место и мышиному поселению, и разумным червякам, букашкам и паукам. Кроме того там обитает Мудрый Филин. Но это еще не самое удивительное место, в которое попадет игрок. Как вам мир галлюциногенных грибов, которые с радостью помогают игроку отправиться в “трипы”? Очень интересно сделан и заброшенный город призраков, которые оказываются на деле очень добрыми и хорошими, просто их сначала надо расколдовать. Хорошо проработан и центральный город (человеческий), где в зависимости от времени суток можно зайти в магазин, поиграть на аркадном аттракционе или же послушать концерт рок-группы в баре.
Да, в игре очень важную роль играет смена дня и ночи, сделанных очень красиво – ведь лун в этом мире несколько! Полный цикл для и ночи проходит примерно за 10 минут, но в процессе игры появится возможность и ускорять время (и, вместе с тем, переноситься в разные места без необходимости проходить в обычном режиме пол-карты). Но я затронул тему графики – и стоит на ней остановиться чуть более подробно. Здесь стоит отметить, что игра сделана одним человеком, Стефаном Орландо. Фактически это One Man Project, если не считать музыканта Роберта Эллиса, который сочинил замечательный саундтрек (о нем позже). То есть весь код, дизайн, сценарий и составление уровней лежали на плечах одного человека. Не удивительно, что на рисование спрайтов оставалось не так много времени. И тем не менее Стефан справился с этим, на мой взгляд (взгляд человека, который сам пробовал делать нечто подобное) замечательно! Немало было отзывов, что графика плохая, слишком пиксельная, и никакой это не пиксель-арт! Но, товарищи, очнитесь! В 320 на 200 графика и будет такой пиксельной, как не изощряйся! И графика в великих Secret of Monkey Island, Space Quest или же Simon the Sorcerer была не более, а даже менее красивой, но никто же ведь не сомневается, что это настоящее искусство! Главное – что здесь есть стиль, спрайты, будь они лишь 10 пикселей в высоту и в ширину, сделаны с душой и в них можно увидеть того или иного персонажа, надо лишь иметь немного фантазии! Я вообще больше люблю такие спрайты, так как они больше стимулируют воображение, давая почву для творчества. Да, здесь есть не самые удачные картинки, например, червяки-боссы, но в целом игра нарисована очень здорово. Отдельно стоит обратить внимание на ряд эффектов, например, в городе грибов или в туннеле в шахте.
Последней, но не менее важной для создания нужной атмосферы игры, мы рассмотрим музыку, которую написал музыкант Роберт Эллис. Для игры были написаны более 30 треков, коротких, но весьма разнообразных. Тут и электрогитарные забойные мелодии, и джаз-фанк с обилием клавишных и духовых… Есть даже один трек с вокалом. В целом – это электронная музыка в лучшем своем проявлении. Мои настоятельные рекомендации скачать саундтрек отдельно – http://robitstudios.bandcamp.com/ (стоит 6 долларов). Игра, к слову, распространяется бесплатно, но автор с благодарностью принимает пожертвования (лично пишет письмо с благодарностью каждому).
Немного про ложку дёгтя (куда же без нее!), это небольшое количество багов. В версии 0.61, которая предваряла релиз, их было, конечно, на порядок больше, но и в финальной осталось. Например, утечки памяти и подвисания (не слишком часто, но бывают на диалогах). Кроме того, в игре нет возможности отключить музыку (какая бы она хорошая ни была, иногда нужно сделать паузу) (или во всяком случае я не нашел), поменять настройки прямо из игры и использовать одновременно джойстик и клавиатуру (например, в меню). На мышку игра тоже не реагирует.
Но это всё не так важно, когда имеешь дело с действительно здорово сделанной игрой. Мне остается лишь искренне порекомендовать ее всем любителям платформеров-адвенчур и просто хороших игр, сделанных в духе старых игр. Скачать игру можно на сайте Robit Studios
Для тех, кто застрял в игре, можно ознакомиться с прохождением, которое сделано в очень удачном стиле “спойлеров”, позволяющих пройти именно то место, которое нужно, не раскрывая дальнейшие секреты.
В сети уже появился и русский перевод игры (хотя тексты там не сложные). Его можно скачать отсюда.