Не успела подойти к концу первая четверть 2015 года, как у меня накопилось достаточно много впечатлений о свежевышедшей музыке, чтобы сделать запись в блоге. Больше всего порадовал февраль, когда мне пришла пластинка Джона Карпентера и концертный диск Van der Graaf Generator, но и самое начало года выдалось неплохим, вышли новые альбомы у Stormwitch, Scanner и малоизвестной бретонской группы StoneBirds, о которой я хотел бы рассказать немного подробнее.
John Carpenter – Lost Themes
Джон Карпентер, пожалуй, один из моих самых любимых режиссеров. Его замечательному фильму Escape from New York была посвящена одна из первых записей в моем блоге (2011 год), с тех пор я просмотрел, похоже, все его работы в качестве режиссера, последним недавно стал фильм “Кристина” по произведению Стивена Кинга про мистический ретро-автомобиль. Фильм мне скорее не понравился, но это не так уж странно: добрую половину фильмов Карпентера я бы пересматривать не стал. Чем у меня вызывает уважение этот режиссер, так это своей многогранностью, он не только снимает фильмы, но и пишет сценарии, снимается в эпизодах (рассказчик из Body Bags – прекрасен!), а самое главное – пишет музыку, причем фильмов с его музыкой, оказывается, даже больше, чем тех, где он выступал в качестве режиссера. Музыкальный талант Карпентера, написавшего ставшую культовой музыку к Assault on Precinct 13, Escape from New York, Helloween и др., не вызывает сомнений. Так или иначе, но свой дебютный альбом 67-летний режиссер выпустил лишь 3 февраля этого года.
Получилось очень здорово: непрерывное напряжение, треки плавно переходят друг в друга и воспринимаются как единое целое. Поэтому, на мой взгляд, альбом нужно слушать именно на виниле, где нет никаких пауз и перемоток, а также ремиксов с вокалом и бонус-материалов, которые только отвлекают (они есть на MP3-версии, которую можно скачать в дополнение к купленному винилу или же отдельно, ну или на Рутрекере – там все варианты есть и даже во FLAC’е). Альбом открывает трек “Vortex“, который крутился на сайте с превью альбома и так мне понравился, что я сделал предзаказ. Минималистические звуки пианино перемежаются гитарным рифом, глухими стуками барабанов и почти осязаемой атмосферой фильма ужасов. Дальше инициативу подхватывает более продолжительный Obsidian, эмбиентный Fallen и возвышенный почти-оркестровый Domain, который бы подошел к финалу фильма или же даже титрам. Вторую сторону пластинки открывает Mystery, более лирическая композиция, подошедшая бы к фильму вроде Fog. Abyss, еще одна запоминающаяся вещь с альбома, подошла бы, на мой взгляд к чему-то фантастическому, вроде “Человека со звезд“, возможно, из-за обилия синтетических инструментов и эффектов, хотя трек достаточно разнообразный. Wraith развивается благодаря гитарной теме от начала до самого конца. Лирическая Purgatory во второй части становится более жесткой, репетитативной. Последняя тема – Night – также использует повторяющиеся синтезаторные звуки, но более спокойна, меланхолична.
В записи альбома помимо Джона участвовали также его сын Коди и Дэниел Дэвис. По словам Коди, альбом можно охарактеризовать как “сэмплер саундтреков к фильмам”. И, хотя на самом деле существующие фильмы не сильно повлияли на альбом, кто знает, может быть появятся фильмы, на которых повлияла эта музыка? Ну а от себя я добавлю, что очень бы хотелось продолжения, а также, конечно, новых фильмов Джона, который в 2000-ых выпустил лишь два, но очень классных фильма – “Призраки Марса” (2001) и “The Ward” (2011).
Van der Graaf Generator – Merlin Atmos
Альбом вышел почти одновременно с Lost Themes, однако пришел ко мне значительно раньше (Lost Themes шел почти на месяц дольше, хотя я точно не знаю, когда мне выслали Merlin Atmos, возможно, заранее). После предыдущих, в высшей мере авангардных во всех смыслах ALT (2012) и недавнего сольника Хэммилла …All That Might Have Been (осень 2014 года), которые я с трудом мог осилить, Merlin Atmos стал настоящим отдохновением для ушей! На альбом вошли концертные материалы 2013 года, когда группа один за другим сыграла на концерте все знаменитые и любимые (мной в том числе) эпики: Lighthouse Keepers, Flight, Gog, Meurglis III, Scorched Earth, Man-Erg, Childlike Faith. Не совсем понятно, зачем альбом разделили на основной и бонусный диски, на мой взгляд, без той части материла (а это, как минимум Meurglis III и Childlike Faith), альбом был бы неполон. Еще можно было бы понять, если бы на бонусный диск вошли только новые вещи, такие как Lifetime, All That Before, Interference Patterns и другие, но их перемешали со старыми, что несколько выбивает из настроя, так как они, как ни крути, совсем другие.
Но классика остается классикой, даже в “современной” обработке. Flight, повествующий, насколько я понимаю, об авиакатастрофе и ее последствиях, как никогда актуален, а исполнение – просто изумительно. Без каких-либо сокращений, вся композиция занимает больше 21 минуты, все части исполнены в полном соответствии с оригиналом, но звучат, конечно, иначе. Во-первых, больше органа (Хью Бентон не участвовал в оригинальной записи и не исполнял композицию ни разу до 2012 года), но он вполне гармонично вписывается в общую канву, а часто и заменяет оригинальные фортепианные аранжировки (в некоторых же местах, где это было бы неуместно, я так понял, что играет всё-таки Хэммилл).
Gog. Что тут можно сказать, кроме еще одного “потрясающе”. Одна из лучших композиций с сольников середины 70-ых, всё такая же мрачная, с практически демоническим органом и мощным, рычащим Хэммиллом, который уже не так часто поет именно так, в данном случае, будто бы и не прошло тех 40 лет…
Lighthouse Keepers. Я был очень приятно удивлен, когда увидел ее в треклистах на концертах 2013 года. Как написано в примечаниях к альбому, композиция целиком игралась до этого лишь однажды (я так понимаю, имеется в виду та замечательная запись с бельгийского телевидения, которая входила бонусом на DVD Godbluff и которую я раньше регулярно пересматривал на Новый год). Конечно, немного не хватает саксофона, почти всю аранжировку отрабатывает Бэнтон на органе, в ряде мест используются всякие звуковые эффекты, для разнообразия, вероятно. Всё получилось более спокойно и гладко, даже чересчур, острые углы спрямлены, но, на самом деле, по-своему тоже очень здорово! Хэммилл снова на высоте, особенно в более “жестких” местах вроде “one more haggard drown man”, когда смотритель маяка сходит с ума.
И наконец, конечно же, моя любимая Meurglys III, The Songwriters Guild. Вот уже где сплав нового трио VdGG задействован на всю катушку: одновременно орган (как бас) и Хэммилл на электрогитаре с каскадами барабанов Эванса, невероятная мощь, отступающая на время мягких органных проигрышей. Очень хорошая вещь получилась, стоит отметить и импровизации во второй половине, хотя что-то вроде регги, как в оригинале, здесь уже, конечно, сложно услышать.
В целом же, для всех фанатов группы, это настоящий подарок. Вместе с остальными концертными сборниками, он практически полностью покрывает самые яркие моменты группы и сольной карьеры Хэммилла, может быть, не хватает разве что самого начала, Aerosol Grey Machine, который, как мне кажется, тоже можно было бы исполнить полностью на концерте. Хотя это и вещь своего времени, так что может и не получиться.
StoneBirds – Into the Fog… and the Filthy Air
StoneBirds – малоизвестная бретонская группа, играющая что-то вроде психоделического дум-стоунер-металла, то есть тягучие, медленно развивающиеся гитарные композиции с завываниями, но без всяких колоколов и прочей атрибутики дум-метала в трактовке Candlemass и подобных групп. Здесь же ближе к Electric Wizard. Группа выпустила неплохой, хоть и не слишком запоминающийся альбом Slow Fly в 2011 году, но узнал я о ней только благодаря совместной работе с группой Stangala под названием Kreiz-Breizh Sessions 2013 года, которая получилась на редкость мощной, настолько, что я ей поставил целых 9 баллов из 10 и регулярно переслушиваю до сих пор. Мне, правда, больше нравились композиции группы Stangala на нем, но те ребята, к сожалению, пока не разродились новым материалом. А вот StoneBirds решили попробовать новомодные веяния и собрать деньги на свой следующий альбом с помощью краудфандинга – с миру по нитке с помощью интернета. Использовали они какой-то странный сайт под названием KissKissBankBank и запросили очень немного, а в качестве наград можно было выбрать даже винил. После небольших раздумий я решил поучаствовать и надо сказать, ребята оправдали надежды, записав и выпустив альбом до конца года (как и обещали), хотя релиз на виниле откладывается до лета. Но после моей просьбы выслать mp3, я получил альбом в цифровом виде к Новому году, чему был очень рад. Правда разочаровал меня размер – там всего-то 5 треков на 34 минуты, можно было бы еще хотя бы парочку добавить на полноценный альбом, а так EP какой-то получился.
Обе группы, и StoneBirds, и Stangala живут в французской области Бретань, которая находится на северо-западе страны, на одноимённом полуострове, омываемом с севера Ла-Маншем, а с юга Бискайским заливом. Как я понимаю, область эта достаточно самобытна и сильно отличается от остальной Франции, там даже есть собственный язык, на котором исполняет свои песни группа Stangala. StoneBirds же не выпендриваются, а просто используют английский язык, что делает их более “приземленными”, но не умаляет их остальных заслуг. А в остальном музыка весьма неплохая. Как и с другими подобными “тягучими” работами, в альбом нужно вслушиваться, сначала он кажется однообразным и мутным. Разве что заглавная композиция Into the Fog с “чистым” вокалом без искажений сразу привлекает внимание и несколько выделяется из общего ряда стоунер-психоделических пассажей. Но под настроение всё в целом случается просто отлично. Жду не дождусь, когда можно будет послушать на виниле, думаю, это тоже нужно слушать именно так – без пауз и как единое целое, желательно в темноте. Надеюсь, другие релизы от многообещающих бретонцев не заставят себя ждать.