Furekåben – Prinsesseværelset and S/T (1970, 1971)

Furekåben – малоизвестная за пределами Дании и узких кругов любителей прогрессивной и психоделической музыки группа, выпустившая всего два альбома в начале 70-ых. Каждый альбом состоит из трех продолжительных композиций, совмещающих акустическую медитативную аранжировку и специфический заунывный вокал лидера группы – Ханса Виндинга.

Надо сказать, что всем любителям редкой неанглоязычной прогрессивной музыки, в частности тем, кто интересуется скандинавскими прогрессивными течениями и краутроком – с этими альбомами, безусловно, необходимо ознакомиться. Сложно описать музыку на этих альбомах, даже аналоги сложно подобрать. Из того, что я слушал, мне сразу вспоминается шведский альбом Barndomens Stigar от Kultivator и безумные швейцарцы Brainticket, но там гораздо больше экспрессии. Здесь же музыка очень спокойная, медитативная. Гитарное бренчание напоминает волны, по которым проплывает слушатель. Поет в основном Ханс, но еще есть женский вокал без слов.

Prinsesseværelset – переводится как “Комната Принцессы”, первый альбом группы, как я уже говорил – из трех песен, которые идут по нарастающей: первая “всего” 9 минут, вторая 13, третья – 20. Первая песня может немного отпугнуть – например, громкий стук барабана-гонга в неожиданном месте, но если вникнуть в музыку, это лишь подчеркивает “живость” происходящего и импровизации. Вообще, альбомы скорее всего были записаны вживую, причем не в студии, а где-то на улице. Вторая песня начинается со скрипов скрипки, которые ни на секунду не переставая продолжаются все 13 минут в сопровождении акустической гитары, других инструментов и вокала. Вообще, эта песня, как мне кажется, получилась лучшей на альбоме – она достаточно разнообразная и мелодичная. Впрочем, если неумение играть на скрипке было очень изящно обыграно, то игра на флейте на следующей песне немного выводит из равновесия. К счастью, песня состоит далеко не только из этого вступления, и дальше она развивается в по-настоящему замечательную музыку, которая безусловно понравится всем любителям необычного прога.

Furekaben

Второй альбом группы, который на самом деле называется Røde Roser (Красные Розы), но часто фигурирует как просто Furekåben или “второй альбом”, потому как название на обложке не написано. Начинается он с “Инструментальной импровизации” на 11 минут. Слов тут нет, но голоса предостаточно. Скрипки на этот раз играют вполне виртуозно и здорово. Вторая песня, наверное, лучшая. Ее кстати можно послушать даже на ютубе. На этот раз в дело пошли все – и скрипки, и акустическая гитара, и женский голос и даже виртуозные импровизации на электрогитаре. Ханс тоже отлично все спел. Время от времени что-то кричит ребенок, что только усиливает эффект присутствия. Последняя песня, Christine, начинается подобно первому альбому – с импровизаций на флейтах, но на этот раз они получились гораздо более интересными и слушаемыми, более того, они гораздо более гладко переходят в саму песню. Одним из основных инструментов на этой композиции будет пила, ее завывания прекрасно вписываются в композицию, очень удачная находка!

Hans Vinding – человек, который фактически организовал данную группу, – во многом, культовая фигура среди датской андеграундной культуры. Талант Ханса простирался от музыки до его сюрреалистических рисунков и картин и художественных произведений, а также поэзии. К сожалению, музыкант умер рано, всего в 51 год в 1999 году, так и не оправившись от серьезного приступа эпилепсии. Но на ютубе можно посмотреть несколько видеозаписей с его концертов в 1992 году. Кроме того, он участвовал в записи многих андеграундных альбомов, в том числе, продолжении и развитии группы Furekåben – Hyldemor.

На сайте музыканта можно найти и другую информацию о нем, а также статьи, к сожалению, только на датском.

Christiania. Группа Furekåben и Ханс Виндинг являются яркими представителями хиппи комьюнити, которые, как оказалось, вполне здравствуют и поныне. Оказывается, прямо посреди столицы Дании – Копенгагене – существует город-в-городе, а может быть, даже и государство, построенное на принципе коммуны, то есть без частной собственности. Вот небольшая цитата с википедии: “Христиания представляет собой квартал Копенгагена, в который ведут лишь два входа, на которых лежат большие камни, неоднократно убиравшиеся правительством, но возвращавшиеся на место жителями Христиании.”

К сожалению, насколько я понял последние события (февраль 2011 года) – Христиания все же, вполне возможно, будет выселена, в соответствии с решением Верховного суда Дании.

P.S. Статья попадает в категорию переводы, так как при подготовке использованы материалы на датском, которые пришлось переводить:)

This entry was posted in Музыка, Переводы. Bookmark the permalink.

Leave a Reply