Commodore 64

Хотелось бы рассказать сегодня о замечательном 8-битном компьютере Commodore 64 и о том, как мы стали его счастливыми обладателями. Дело было в конце октября этого года, когда в теме на амижном форуме AiC всплыло объявление о продаже компьютера в Москве…

Commodore 64Недолго думая, я связался с автором объявления и начал договариваться о встрече, попросив показать фотографии. Фотографии были получены и еще больше подогрели интерес, так что я предложил 3000 руб и, не откладывая дело в долгий ящик (как выяснилось – очень правильно), на следующий день съездил и купил компьютер C64 C, а также прилагавшиеся к нему раритеты, как-то: переведенный на русский язык мануал от кооператива “Старт-сервис” 1991 года, отпечатанный на страшном матричном принтере, несколько объемных пачек кассет, любовно снабженных рукописными списками игр с указанием места на кассете (на кассетном магнитофоне при проигрывании или перемотке работает механический счетчик), кассетный магнитофон, для работы с Коммодор-64, погрызенный, но рабочий блок питания и два QuickShot джойстика.

Кассетник для C64Сложности с освоением, конечно, были. Например, кто догадается, что телевизор нужно переключить именно на канал 36 для работы с Коммодором? Пришлось немного понервничать, пока это выяснилось… Но самое интересное началось при попытках загрузить игры с кассет. То ли дело было в кривых руках, то ли в том, что кассетам уже больше 20 лет, но игры загружались нормально очень редко. Единственное исключение, которое более-менее стабильно грузилось – игра Hawkstorm, с лицензионной кассеты. Я даже записал видео, как это выглядит у нас на телевизоре:

Игра оказалась очень сложной, особенно с управлением джойстиком: неповоротливый персонаж постоянно попадает под пролетающую нечисть. Однако, до второго уровня пройти получилось:) Из других игр, в которые удалось поиграть с умирающих кассет запомнилась игра про Лиса с пистолетом, который сражался с собаками – очень плавная анимация, которую не ожидаешь увидеть в такой древней игре. К сожалению, геймплей там оказался очень заурядный и больше одного раза играть не тянет.

Но что делать, чтобы поиграть в игру, которой нет на кассете? Этот вопрос больше всего меня волновал. Выяснилось, что реальных вариантов тут немного: либо покупать флоппи-дисковод 1541, тогда в принципе возможно сделать так, что с PC на дискеты записывать игры, а потом запускать их на C64, либо покупать эмулятор дисковода. Второй случай мне лично ближе, так как такой девайс и места меньше занимает, и быстрее в использовании: записал один раз на 4-гигабайтную SD-карту коллекцию игр и больше о поиске и записи не вспоминаешь. Тут опять же есть два варианта – либо более дешевый, но не полностью эмулирующий 1541 SD2IEC и его производные (проект имеет свободный код), либо 1541 Ultimate, который предоставляет полную эмуляцию 1541, но стоит аж 130 евро. Решено было купить более дешевый вариант, но снова возникла проблема: почти все ссылки, по которым предлагались собранные схемы для продажи, оказались устаревшими, и на самом деле живым и работающим оказался только один товарищ из Англии по этой ссылке: http://www.sd2iec.co.uk

SD2IEC Он предлагает SD2IEC от 30 фунтов стерлингов (самый дешевый вариант), что с доставкой вышло чуть больше 1700 руб – не самое дешевое удовольствие, надо сказать. Но для самых фанатов есть еще варианты за 45 фунтов – в коробочке и с кнопками ресет/смена диска, а за 65 фунтов предлагается вариант в корпусе от коммодоровского кассетного магнитофона! Здесь тоже был выбран более дешевый, практичный вариант за 30 фунтов. Где-то неделю назад девайс пришел и был опробован. Установка и использование оказались проще некуда: два разъема вставляются в параллельный и кассетный порты компьютера, а на SD карточку записывается специальная программа cbmfilebrowser в корень диска, а коллекция игр – в отдельную папку. При включении компьютера надо загрузить filebrowser, который предоставляет возможность навигации по содержимому флешки и загрузки нужного образа D64 или прямо программы PRG.

Но и здесь оказалось не всё так гладко. Во-первых, заглавные буквы в названиях файлов в браузере не отображаются, возможно, это проблема прошивки, а может еще что-то, но особых неудобств это не создает. Хуже дело обстоит с запуском современных демок. Накачав демок с первой страницы топ-демо для C64 с pouet.net, я был очень разочарован тем, что больше половины не запустилось вообще, а из остальных до конца дошли только совсем маленькие демки. Настоящие мегадемо, судя по всему, используют свои собственные загрузчики, которые не совместимы с SD2EIC.

AlleykatТак или иначе, но хотя бы в игрушки поиграть удалось – пока что начал с великолепных шмапов прошлого: R-Type, Alleykat, River Raid… Про Alleykat, стыдно сказать, раньше не знал, хотя эта игра очень мною уважаемого товарища – Эндрю Брейбрука, о котором можно почитать в Oldgames Diskmag #7. Ну а про коммодоровские игрушки, будем надеяться, скоро напишу партию описаний и лучшее из лучшего с этой платформы наконец появится на Old-Games.Ru!

Немного ссылок
Магазин, где продают SD2IEC.
Моя статья о C64 для OG Wiki
Сайт о коммодоровских игрушках и демках
Стрим с музыкой из коммодоровских игрушек (оттуда же)
Большой портал о C64 с множеством подсайтов на разную тематику

This entry was posted in Девайсы, Демосцена, Старые игры. Bookmark the permalink.

5 Responses to Commodore 64

  1. павел says:

    Доброго времени суток, а не могли бы Вы поделиться тем самым мануалом (в виде скана) для “многочисленных” русскоязычных пользователей Commodore 64?

  2. Dimouse says:

    Здравствуйте!

    Я не вижу большого смысла, так как там информация та же, что и в оригинальном. Но постараюсь сделать.

  3. павел says:

    Спасибо!

  4. Dimouse says:

    Вы можете найти руководство здесь: http://dimouse.ru/norka/computers/commodore64.html

  5. павел says:

    Спасибо за труды, написано там тоже самое, что и в оригинале, но на русском языке, не для всех забугорные языки доступны пониманию…. 🙂

Leave a Reply