Черные дыры блуждают по Млечному пути

Черные дыры блуждают по нашей галактике, норовя поглотить все, что попадется на их пути. Похоже на сюжет научно-фантастического фильма? Как бы не так. Недавно проведенные Райаном О’Лири и Эви Лоэбом (Гарвард-Смитсоновский центр астрофизики) расчеты указывают на вероятность существования таких странников – массивных черных дыр, скитающихся по Млечному пути со времен образования галактик в ранней Вселенной.

Но нет причин для беспокойства: Земле ничто не угрожает. Ближайшая черная дыра, по всей видимости, находится от нас на расстоянии многих тысяч световых лет. Их поиск – важная для современной астрономии задача, поскольку это может послужить ключом к разгадке многих тайн формирования Млечного пути.

“Такие черные дыры могут многое рассказать о прошлом Млечного пути”, говорит Лоэб. – “В некотором смысле нас можно сравнить с археологами – изучение этих “реликвий” позволит нам узнать больше об истории развития нашей галактики и процессе образования черных дыр в ранней Вселенной.”

В соответствии с предлагаемой теорией, блуждающие черные дыры вначале располагались в центральной части крошечных галактик, обладавших небольшой массой. Миллиарды лет спустя в результате столкновения последних образовались полноценные галактики, подобные Млечному пути.

Когда две протогалактики приходят в столкновение, входящие в них черные дыры образуют единую черную дыру. Вызванное таким слиянием направленное излучение гравитационных волн заставляет ее “отлететь” – как правило, со скоростью, достаточной, чтобы покинуть “родную” карликовую галактику, но не настолько высокой, чтобы полностью выйти за пределы области близлежащих галактик. Это объясняет наличие в наши дни таких черных дыр на окраинах гало Млечного пути.

Сотни черных дыр с массой, в 1000, а то и 100 000 раз превышающей массу Солнца, вероятно, совершают свой путь по окраинам Млечного пути. Их достаточно трудно обнаружить, поскольку черная дыра видна только в момент поглощения вещества.

Верный признак, позволяющий обнаружить блуждающую черную дыру – окружающее ее звездное сколение, которая та потянула за собой. В путешествие вместе с ней отправились лишь ближайшие звездные соседи – этим объясняется малый размер скопления.

Иногда оно может состоять из единственной звезды, что немало усложняет задачу астрономов. Необходимо заняться более тщательными поисками знаков, которые позволят их обнаружить и пролить свет на их происхождение. К примеру, анализ широкого диапазона спектральных линий позволил бы сделать вывод о наличии нескольких звезд. Звезды в скоплении будут двигаться с высокой скоростью, а траектория их перемещения подвергается сильному воздействию силы тяжести со стороны черной дыры.

“Окружающее черную дыру звездное скопление подобно маяку, указывающему мореплавателям на опасную близость подводных рифов, – говорит О’Лири. – Звездное сияние укажет нам на расположение черных дыр. В противном случае наши поиски едва ли смогут увенчаться успехом.”

Сколько же черных дыр блуждает по нашей галактике? Все зависит от количества протогалактик, в центре которых находились черные дыры, и от способа их слияния при образовании Млечного пути. Их обнаружение и изучение поможет найти ответы на многие вопросы о развитии нашей галактики.

Ученые используют относительно прямой подход к поиску таких звездных скоплений.

“До сих пор астрономы не занимались целенаправленным поиском большого количества крайне малых и плотных звездных скоплений в гало Млечного пути, – сообщает Лоэб. – “Теперь мы знаем, что именно следует искать, поэтому имеет смысл пересмотреть имеющиеся исследования небесного свода на предмет наличия такого рода объектов.”

Последнее изменение Tue, 6 Dec 2011 автором Dimouse