Chronicles of Riddick. Один в поле воин
Chronicles of Riddick. Один в поле воин.
автор: kreol
Жанр: 3D Action
Размер: 1 CD
Год выпуска: 2004
Трудно сказать, когда возник типаж если не <антигероя>, то героя <неоднозначного>, того, чьи поступки не могут быть оценены с использованием лишь двух знаков - плюса и минуса. Быть может, первым был Бэтмен, а может быть - Робин Гуд. Но факт остаётся фактом - благородный разбойник и защитник слабых, использующий для нейтрализации своих врагов весьма жестокие методы, практически наверняка не останется без внимания и славы, ибо его фигура всегда окружена своего рода романтическим ореолом и по непонятной причине манит, тянет к себе. Но Риддик - это не совсем благородный разбойник. У него есть свой кодекс чести, безусловно, да и сражается он в основном с <плохими парнями>, хотя: что в действительности нам о нём известно? А ведь это не единственный вопрос, есть и другой, не менее важный, - с какого момента игры стали <портиться>?.. И какая из них была последним элементом уходящего старого мира?..
Последнее изменение Mon, 16 Mar 2015 автором Dimouse
Большая часть людей знает Риддика по фильму конца 2004 года <Хроники Риддика>, несколько меньшая - по его приквелу под названием <Чёрная дыра>. Нет никакого смысла говорить о качестве этих фильмов и тем более об их претензиях на что-либо, ибо наша история начинается гораздо раньше - в Буча-Бэй, самой страшной тюрьме в обитаемой части Галактики. Именно сюда бесстрашный Джонс, единственный, кто способен тягаться с Риддиком, доставляет пойманного наконец-то супер-преступника, попортившего немало крови могучей корпорации. И вот теперь остаток своих дней он проведёт здесь. Или только один день?..
Рассказывать о Риддике можно очень долго. На вид он похож на человека, но иногда кажется, что это только человекоподобное существо, на деле куда страшнее, нежели любой зверь. Он пока не может видеть в темноте (что скоро будет исправлено), но уже слепнет от яркого света, поэтому постоянно носит тёмные очки. Он силён, ловок, быстр и удивительно умён, всегда хладнокровен и убивает одним движением без малейшего сострадания. Он действительно не боится темноты. А темнота действительно боится его, ибо он приходит из неё, ибо он сам - и есть темнота.
Но Риддик - не единственный герой игры, личность которого проработана до мельчайших деталей. Упомянутый Джонс; садист Хокси, начальник тюрьмы, по внешнему виду и манерам напоминающий аристократа XVII века; его первый помощник негр Эббот, напоминающий афро-американских реперов, носящий дубинку с надписью <Миротворец>, которой он избивает заключённых до смерти; загадочный отшельник Папа Джо, живущий где-то в канализационных лабиринтах и распевающий весёлые песни в этом склепе отчаяния, - это всё Личности с большой буквы, которые кажутся живыми. <В шутере сюжет неважен, и это аксиома> - перефразированные (в рамках цензуры) слова теперь уже классика. Но Риддик в ответ на них, не поведя и бровью, может сказать лишь своё фирменное:
За все долгие часы игры мы лишь раза три увидим открытое небо - мрачное и страшное, надо сказать, да и то - на небольших пространствах. Всё остальное время над лысой головой Риддика будут нависать каменные и разваливающиеся своды Тюрьмы. Ни в одной другой игре Тюрьма не ощущается так явственно, как здесь, даже несмотря на то, что с самого начала сидеть в камере вовсе не обязательно. Очень скоро то, что будет окружать нас, станет мало похожим на тюремные казематы, и всё же это будет Тюрьма. Завывающий в вентиляционных шахтах ветер, мрачные своды и перекрытия, обшарпанные исписанные ругательствами стены, крики, стоны, вовсе непонятные и таинственные звуки; тихие переговоры охранников, дёрганья затворов, далёкая стрельба и яростные крики; а где-то там, внизу, - шахты, Яма и Бездна, причём Бездна - гораздо ниже и гораздо страшнее Ямы:
Риддика обидели. Ведь он наверняка считал, что его удел - это венец лучшего уголовника во всей Вселенной. А его поместили в самый обычный блок, где господствует доживающий свои последние деньки непобедимый боец Раст, тайно работающий на Эббота. А ведь есть ещё надшахтный уровень, где невозмутимый Центурион проводит жестокие гладиаторские бои на выживание, Шахты, где работают почти круглые сутки, и Криохранилище - для самых отъявленных и опасных: вечный сон, пробуждение - лишь раз в сутки на две минуты: Почему так обидели, за что?.. Впрочем, очень скоро все эти ступени <иерархии> наш герой пройдёт, попутно успев сделать массу других дел и отняв очень много жизней.
Никакого разнообразия врагов здесь не будет - откуда? Зачем? Заключённые с заточками и обрезками труб, охранники с их командирами, солдаты-усмирители и кое-кто ещё - вот и весь набор. Прежде чем расстраиваться, попробуйте победить хотя бы одного охранника. Это не болванчик, который радостно побежит вам навстречу, чтобы погибнуть под вашими пулями, - это опытный и поразительно умный боец, который имеет все шансы заметить вас гораздо раньше, чем вы его. Да, здесь есть чудовищное упрощение - здоровье Риддика разделено на кубики, и если кубик при ранении потерян не полностью - то через какое-то время оно восстановится автоматически. Но вот зато это скомпенсировано такими обстоятельствами, что нисколько не радует: Противники умны, сильны и могут запросто расстрелять за секунды. Но это не главное.
Главное - то, что нормального оружия у нас сначала... не будет! И действительно - откуда? Всем бы в тюрьме его давали. Но вот наш первый охранник, которого можно убить. Он стоит к нам спиной и ничего не чувствует. Одно нажатие кнопки - и мир вокруг изменился и стал удивительно серым. Это - ещё одна способность Риддика, stealth-mode. Бесшумно, на корточках, зверь подкрадывается к жертве. Одно движение - и шея врага сломана. Его тело в жёлтом костюме безвольно падает на землю, а рядом воспалённый от напряжения взгляд замечает столь вожделенную винтовку. Неужели, неужели же сейчас наконец-то начнётся битва?.. Движение, исполненное наивной надежды, и.. только болезненный удар током. Нельзя здесь брать оружие - кода нету. И ещё долго не будет.
Потом оружие появится. Но его скоро отнимут. И начнётся неимоверный ад - прохождение заполненных охраной уровней фактически с голыми руками. Для обыкновенного шутера местное количество противников показалось бы смехотворным, но здесь каждый из них может стать последним. Истинно сверхтяжёлый момент, когда действовать придётся с расчётом до сотой доли секунды, будет всего один, но до <часа X>, проходя знаменитый Security Checkpoint, вы избавитесь от очень большого числа нервных клеток. <Час X> же - это комедия. В самом неожиданном месте стоит парень и продаёт пистолет-транквилизатор (продаёт?! Да, но об этом позже). С этого момента наша жизнь меняется - подкрадываемся, оглушаем охранника током и потом добиваем беспомощного ногой. Но до этого нужно ещё дойти, а охранники сильные и умные. И фонарики для того, чтобы видеть в темноте, у них тоже есть. Но в Буча-Бэй живут и совсем другие создания.
Вот, скажем, папа Джо, старик с коричневой кожей, после беседы с которым Риддик станет видеть в темноте. Он, быть может, и рад бы выйти к людям, да нельзя - в туннелях Ямы живут мутанты, голые злобные человекообразные твари, передвигающиеся на четвереньках, питающиеся мясом (против Риддика тоже ничего не имеют, даже наоборот) и имеющие скверную привычку постоянно возрождаться. Но в упор расстреливаются мгновенно, так что их даже жалко, тем более что непонятно, откуда они вообще взялись. Но то Яма - не Бездна. Бездна лежит ниже страшных Шахт, в самом низу, и охранники при одном её упоминании судорожно вздрагивают. Где-то там находится плита, запечатавшая разлом, который не даёт страшному злу вторгнуться в мир Буча-Бэй. Страшные монстры обитают там: четвероногие зубачи, носящие своих не менее зубастых и вечно голодных малышей на спинах. Они очень хотят есть. Все. И скоро плита прекратит своё существование, причём не без помощи Риддика, который скажет на это лишь своё фирменное
А ещё здесь есть роботы. Собственно роботов мало, все они (кроме одного, который просто чудо) ужасные и страшные, но за роботов нередко можно принять и усмирителей - солдат в бронекостюмах, переваливающихся с ноги на ногу трёхметровых громил, у которых одна рука - пулемёт, а другая - кувалда. Один удар - мгновенная смерть. Пара выстрелов - тоже. И ведь их можно убить. Но не всех и не всегда. Смиритесь - всех убить невозможно, а для убийства некоторых придётся изрядно пошевелить мозгами.
Строгая сюжетная линия присутствует - без неё никуда. И уж если в сценарии прописано, что сейчас вас должны поймать, то никуда от этого не денешься. Но продвижение по сюжету - это ещё не всё, равно как и игра - не просто action. Здесь нашлось место и упомянутому выше stealth'у, и квесту с РПГ, и даже экономическому симулятору, причём вплетено в ткань игрового мира это всё настолько органично, что выглядит донельзя естественно. Судите сами. Среди заключённых далеко не все - наши враги. Со многими можно поговорить, причём по делу. Многим от нас что-то нужно - это называется квесты. Причём некоторые из них вполне сюжетные. Кто-то в обмен на нахождение чего-то или убийство кого-то даст нам что-то или просто заплатит деньжат. А ещё деньжата здесь можно заработать на гладиаторских боях (минимум два из них обязательны), можно - ловя и продавая огромных летающих насекомых (чем не бизнес?), а можно - просто найти, равно как и коллекционные пачки сигарет. Здесь вообще много чего можно найти, главное - смотреть по сторонам внимательно.
Атмосфера игры бесподобна - другого слова просто не подобрать. Аналогов нет - ни среди старых игр, ни (наверное) среди новых. Тем более удивительно и изумительно, что всё, что здесь описано, - это приквел к обоим фильмам, то есть ни в коей мере не эксплуатация их сюжетов (не самых занятных, надо сказать), а полностью самостоятельное творение. А ведь никто не ждал, что такое может получиться. Но - получилось. Причём ведь даже возможность запуска игры без шейдеров оставили - как будто специально об олдгеймерах подумали:
Приключения нашего антигероя после побега, исполненного, по традиции, с красивой жестокостью, только начались, но для нас с вами уже закончились. Потому что для подобной игры адекватного в полной мере продолжения уже просто не создать - оно будет вторично по определению, ибо повторить шедевр невозможно. Тёмные и непроницаемые глаза последнего из фурианцев сверкнули на игровом небосводе в самом конце славной эпохи, когда игра создавались не для того, чтобы за ними отдыхать, а для того, чтобы в них играть. Сверкнули - и тут же погасли. Но, как писал классик, <след остался>. Для многих, кто одолел игру на максимальной сложности, - остался навсегда, вошёл в самое сердце, став почти таким же близким, как и герои былых времён. Интересно, что сказал бы Риддик, если бы знал об этом?..
Назад в раздел Old-games Diskmag 7