Пеленгация : начало начал
Пеленгация : начало начал.
автор: kreol
Как всем (наверное, даже тем, кто в те времена не жил) известно из истории, первые персональные компьютеры в нашей стране в семьях стали появляться позже, чем на Западе, - в конце 80-х годов. Но это вовсе не означает, что у граждан Страны Советов не было доступа к электронным развлечениям. Для ПМК (эта аббревиатура расшифровывается как <программируемый микрокалькулятор>), предназначенных, казалось бы, только для серьёзной вычислительной работы и даже получивших свою вполне законную главу в учебнике алгебры и начал анализа тех лет, тоже делались игры. Эти игры не выходили в ярких картонных коробок, к ним не было печатных руководств, они даже не существовали на каких-либо материальных носителях, - их можно было написать самому, естественно, при наличии умения работать с калькулятором и имея добытый откуда-нибудь (чаще всего - из журнала <Техника - молодёжи>) текст программы, которую надо было в калькулятор вбить (нет, понятно, можно было написать её и самому, но для этого знать уже надо было гораздо больше). Когда появились первые игры для ПМК - сказать сложно, но это точно произошло не позднее конца 70-х годов. И, само собой, выход новой модели калькулятора никаким образом не мешал наслаждаться собственноручно созданной игрой (а тогда казалось, что мы действительно пишем её сами, стоило лишь нажать волшебную кнопку с буквами <ПРГ> на ней:). Об одной из таких игр мы сейчас кратко и расскажем.
Называется эта игра <Пеленгация>. Говорят, что появилась она ещё в конце 70-х, но была довольно популярна и во второй половине 80-х на калькуляторах <Электроника МК-52> и <Электроника МК-61>. Естественно, код её мог претерпевать изменения, но суть оставалась прежней. В некоторых школах тех (и последующих) времён на уроках информатики и вычислительной техники (которые тогда зачастую проводились не в школах, а в зданиях, называемых <УПК> - учебно-производственные комбинаты) перед началом обучения работе с собственно компьютером учили <продвинутой> работе с ПМК, и данная игра служила в какой-то степени наглядным пособием, создаваемым своими пальцами.
Внимание - у игры есть сюжет! Причём такой, из которого сейчас мог бы получиться настоящий голливудский блокбастер. Итак, далёкое будущее. На неизвестную планету для её изучения спускается аппарат с восемью автоматическими станциями, но, к несчастью, происходит катастрофа - он разбивается, и станции, которые требовалось разместить в строго определённых и заранее заданных точках поверхности, теперь хаотично разбросаны в разных местах. Однако они не сломались, поэтому продолжают исправно подавать сигналы (но, разумеется, без малейшее привязки к нужным точкам). Тогда на планету послали новый аппарат, уже с отважным астронавтом на борту (вы, вероятно, уже поняли, кому доведётся исполнять его роль в игре), задача которого - найти все станции и расставить их в нужных местах. Однако приключилась новая беда - вышла из строя наружная антенна, из-за чего передатчики теперь нельзя запеленговать точно. Есть, к счастью, резервный приёмник, но он лишь позволяет сосчитать, сколько всего передатчиков работает от него на север, юг, запад, восток и по четырём диагональным направлениям.
Планета условно разделена на районы, каждый из которых имеет вид квадрата размером 10х10 клеток. Помещать приёмник можно в любую точку района, где он находится в данный момент. Координаты задаются числом вида X,Y, где Xи Y могут быть в пределах от 0 до 9. После этого будет подсчитано, сколько станций пеленгуется из точки с указанными координатами. Итак, инструкции получены. Осталось только набрать программу и запустить игру:
Наверное, даже для любителей очень старых игр <Пеленгация>, если вдруг они сумеют где-то и как-то её найти, станет настоящим шоком. В этой игре не просто нет графики, в ней нет фактически ничего, за исключением непонятных наборов цифр, представляющих собой особый язык, шифр, который предстоит выучить. Программа введена, набор констант введён, набираем любое восьмизначное число, нажимаем <В/О>, <С/П>, ждём пятнадцать секунд - это вам даже не БК, поэтому ему требуется время, чтобы расставить восемь передатчиков случайным образом. Наконец, появляется <8. 8 00> - это означает, что игра сейчас начнётся. Самая левая восьмёрка с точкой - служебное сообщение ПМК. Оно будет всегда, не обращайте на него внимания. Справа - количество передатчиков (в <Пеленгации> образца конца 80-х - по умолчанию восемь), и по мере того, как вы будете их находить, это число будет уменьшаться.
Итак, сообщение появилось, а значит - можно делать ход, то есть поместить приёмник в выбранную точку на поверхности планеты. Чтобы этот ход сделать, как раз и нужно набрать на калькуляторе число вида X,Y (координаты выбранной точки по соответствующим осям). Затем нажимаем клавишу <С/П> и ждём: Ждём долго, недопустимо долго для современности, - минимум две минуты: Наконец, нам приходит сообщение (предположим, что такого вида): <8. 8 01 5>. Что означают две первые цифры - мы уже знаем. 01 - это число сделанных нами ходов. 5 - столько передатчиков видны из той точки, координаты которой мы ввели. Думаем, делаем следующий ход. И если число 8 (второе) вдруг сменилось на 7 - это значит, что нам сильно повезло. Обратите внимание на то, что в теории на одной и той же клетке может оказаться два передатчика, но вот находиться они могут только по одному (то есть если вы уже обошли всё, а все передатчики не найдены, то стоит начать проверять клетки заново). Как и в некоторых старых компьютерных играх ролевого и квестового жанров, в <Пеленгацию> практически невозможно играть без начерченной вручную на листке бумаги в клетку карты (исходя из того, что каждый район - квадрат 10х10).
Ничего особенного? Может быть. Но вот интересно ли? Безумно. И пусть игра никогда не получила всенародной любви и признания, но всё-таки локальный и очень короткий <бум> <Пеленгации> в узких кругах имел место быть. Даже за одной партией порой можно было просидеть почти час, а уж если шло соревнование, кто быстрее отыщет у себя все передатчики: Сейчас всё это уже в прошлом. На компьютере (о компьютере какого бы возраста и модели речь ни шла) таких игр не делали. Но это - тоже часть игровой истории, можно даже сказать - заря электронных развлечений. Хотя, конечно, только для тех, кому Смысл (с большой буквы) дороже яркой картинки.
Примечание: почитать отсканированные статьи Клуба Электронных Игр (КЭИ) журнала <Техника - молодежи> можно по следующей ссылке: http://www.arbinada.com/pmk/node/121
Dimouse.
Последнее изменение Mon, 16 Mar 2015 автором Dimouse
Назад в раздел Old-games Diskmag 7