Orion Prime
Orion Prime
автор: kreol
Жанр: Adventure
Размер: 1 дискета
Год выпуска: 2009
То, что IBM PC как наиболее популярная платформа для <работы за компьютером> вообще и для игр в частности является победителем уже фактически давно завершённого <состязания> с другими компьютерами, - пусть и в чём-то печальный, но, к сожалению, уже давно свершившийся факт. Из всех Последнее изменение Mon, 16 Mar 2015 автором Dimouse
Платформа Amstrad CPC - при всей её самобытности - никогда не пользовалась настоящей популярностью в западном мире за пределами родной Франции. На территории же постсоветского пространства она практически совсем неизвестна, несмотря на то, что редкие её обладатели у нас в те времена были. Последние коммерческие игры на Amstrad CPC появились в 1993 году, после чего платформа считалась (а многими и сейчас считается) мёртвой. В 2007-2008 годах, впрочем, энтузиастами было сделано несколько простеньких игр для неё, но речь сейчас не о них, а о том, что случилось только, по сути, в позапрошлом году, но началось ещё в 2005. Именно тогда, под покровом тайны, выдающиеся не только по своим знаниям и любви к прошлому, но и по своему великодушию люди решили сотворить нечто такое, что действительно станет Возрождением. Ни много ни мало - сделать свою игру эксклюзивно под Amstrad CPC. Но игру не простую - особенную. Самую технологически мощную для этой платформы, которая побьёт рекорды графических красот Xyphoes Fantasy. Игру, которая скажет собой какое-то новое слово в истории некогда великого (пусть и в масштабах одной страны) компьютера. Наконец, игру, в которую будет по-настоящему интересно сыграть каждому, кто помнит, какие игры были тогда: Амбициозно? Безусловно. Трудно? Больше, чем можно себе представить. И тем не менее - они это сделали.
Самым главным достижением разработчиков игры можно считать то, что когда Orion Prime запускается, то совершенно невозможно себе представить, будто игра появилась на свет лишь на рубеже 2009-2010 годов: скорее всего, даже признанный эксперт по старым компьютерным играм признает, что игра не может быть старше середины 90-х, но является каким-то неизвестным артефактом, так как такого на Amstrad'е действительно не было ещё никогда. Этот эффект погружения, эффект, если угодно, почти реальной <машины времени>, проявляется во всём - в графике, в музыке, в малозаметных и замечаемых скорее неосознанно, чем специально, деталях, а позднее, разумеется, - и в самой игре.
Жанр Orion Prime трудно обозначить каким-то одним словом. Наверное, если руководствоваться принятой у нас терминологией, то наиболее точным будет слово
Сюжет Orion Prime является одной из самых сильных сторон игры: ещё одно доказательство того, что для людей, которые истинно чем-то увлечены, мелочей не бывает ни в чём. К игре прилагается довольно объёмное руководство, где подробно объяснены не только игровая механика, но и этот самый сюжет - вместе со своей предысторией событий и игрового мира в целом. Пересказывать всё это здесь смысла нет, поэтому отметим лишь, что действие игры происходит в будущем - в середине третьего тысячелетия, а играть нам предстоит за пилота небольшого космического корабля со сложной судьбой, который в результате сбоя двигателей во время прыжка в гиперпространстве случайно оказался рядом с огромной космической научно-исследовательской станцией, где вынужден был сделать остановку, но не обнаружил там экипажа, зато обнаружил нечто иное: Одним словом - всё так, как и в классическом космическом хорроре, ибо нечто подобное мы наблюдали в фильмах и играх как старого, так и нового времени, и это замечательно. Тем более что это лишь <каркас> сюжета, на который нанизано такое множество подробностей и деталей, что хватило бы на создание <мифологии> новой вымышленной вселенной.
В Orion Prime нет какой бы то ни было анимации перемещения - даже дискретного. Каждый экран представляет собой статичную картинку, и при <как бы> переходе из одного помещения в другое одна просто сменяет собой другую. <Контакт> с окружением игры происходит посредством игрового курсора, но управлять им можно либо с клавиатуры, либо с джойстика для Amstrad, - ни о каких <мышах> тут и не слышали. Интерфейс игры выполнен на редкость удобно, и, в отличие от большинства старых приключенческих игр, занимает не большую часть экрана, а лишь две маленькие пиктограммы в углу, видимые постоянно, и ещё несколько вызываемых в случае необходимости. <Главные> пиктограммы - это просмотр своего портативного компьютера, с помощью которого можно читать в том числе так называемые <логии>, которые мы будем находить по ходу продвижения по сюжету, и вызов экрана с предметами, имеющимися у нас в инвентаре.
Вспомогательных команд восемь, все они не вызовут удивления у знатоков подобных игр: осмотреть, открыть, закрыть, идти, отменить действие, взять, использовать, использовать что-то, предварительно взятое из инвентаря. Надо признать, что для совершения ряда действий с объектами игры требуется продумать целую цепочку последовательности действий, состоящую из нажатия таких пиктограммок.
У практически каждого предмета в Orion Prime есть не только название, но и (сравнительно) краткое описание. Поэтому стоит сразу приготовиться к тому, что читать в игре придётся очень и очень много даже после того, как в первой комнате вас буквально <замучают> текстами об основах управления игрой. Если же вы не любите внимательно (именно внимательно) читать длинные тексты порой малопонятного содержания в играх - то играть в эту игру не стоит вообще.
В принципе, игровой процесс можно было бы отчасти назвать и попыткой частичной <симуляции> того, что могло бы происходить на такой космической станции, существуй она на самом деле. Здесь на самом деле нет никаких явных подсказок и допущений, облегчающих игроку жизнь. Здесь есть страшные существа, с которыми придётся драться. Здесь есть много опасностей, встреча с которыми грозит ранением или смертью, - как видимые, так и невидимые (та же радиация, к примеру). И есть запас здоровья главного героя, который отнюдь не является бесконечным.
Впрочем, следует отметить, что бои, несмотря на их сложность и важность, всё-таки являются далеко не главным и не самым интересным элементом игры. Гораздо занимательнее оказываются мини-игры - самые настоящие старинные паззлы на время, при активации которых (а без их решения игру не пройти, поэтому встречаться вам они будут часто) игра будет переходить в отдельные подрежимы. Паззлы бывают трёх видов: взлом компьютерных систем, ремонт оборудования и работа с насосами станции. Формально методика решения каждого вида головоломок подробно объяснена в руководстве к игре, но авторы настоятельно рекомендуют - да, вновь как в старые добрые времена! - постараться додуматься до принципа разгадки во всех случаях самостоятельно. И это действительно вполне реально, хотя с первого раза, скорее всего, не получится. <Загадки> по ходу самой игры (то есть в основном её режиме) тоже, конечно же, будут, но вот ничего, напоминающего <пиксель-хантинг>, вы здесь не встретите - об этом авторы сразу же и честно вас предупреждают в руководстве.
Может быть, графика Orion Prime, будь она игрой на PC, даже в начале 90-х уже показалась бы кому-то <не самой лучшей>, - может быть. Но о PC сейчас нет речи. Для Amstrad CPC это - самая настоящая революция. Orion Prime - самая большая по своему объёму и самая высокотехнологичная игра в истории своей родной платформы, а возможно - что и самая проработанная во всех смыслах, начиная от кода и заканчивая игровым миром. Множество технологий и спецэффектов было создано разработчиками с нуля и применено, соответственно, только в этой игре; можно даже сказать, что игра открывает нам тайну, - тайну о том, какими могли бы стать игры для Amstrad середины 90-х годов, если бы выпуск компьютеров продолжился. Да, здесь очень низкие и плоские потолки, не самая (по сравнению с играми для PC того периода, но не с играми для CPC) яркая (но всё равно безумно красивая!) палитра, определённая размытость красок и не очень впечатляющая детализация некоторых предметов. Но разве на это стоит обращать внимание? Тем более что некоторые спецэффекты (с ними вам предлагается познакомиться самостоятельно, поиграв в игру) не встречались в играх ни на каких платформах и потому уникальны.
Orion Prime отнюдь не <молчалива> - в ней не так много звуков, но зато есть Музыка -именно с большой буквы: и потому, что она сопровождает игрока практически всегда, и потому, что это действительно Музыка. Она встречает нас в первые секунды заставки и не расстаётся даже после финальных титров. Такой музыки в играх для Amstrad CPC ранее не было никогда - это ещё одна технологическая новинка разработчиков. Но даже если бы и была - то отдельного описания заслуживала бы всё равно.
Стиль этой музыки не определить - это какая-то не поддающаяся анализу смесь Embient, техно, классики (хотя, возможно, её тут не каждый прочувствует) и чего-то ещё: чего-то забытого, но родного, что мы уже слышали когда-то в тех играх и фильмах. Чёрный экран и медленно появляющиеся на нём с характерным стуком буквы, повествующие о сбое системы безопасности, навевают совершенно фантастические и заставляющие больно сжиматься сердце воспоминания о тёмной и душной комнате с маленьким <полуцветным> телевизором, на котором ты когда-то смотрел <заморскую> космическую фантастику, воспринимавшуюся ещё не умом, а душой. А потом начнётся [I]такое[/B], что от звуков захочется почти что заплакать, но от счастья. У настоящего олдгеймера вряд ли получится - всё-таки возраст уже совсем не тот, - но грустную благодарную улыбку, как из-за воспоминаний о счастливом прошлом, так и из-за настоящего подвига добрых французов, которые решили просто так подарить тебе заново хотя бы призрачную частичку тех дней:
Французская версия игры была выпущена в конце 2009 года, в конце 2010 появились испанская и, что примечательно, английская. Первоначально игра была выпущена на материальном носителе (да-да, на самых настоящих дискетах для Amstrad CPC, причём даже двух разных форматов, и продавалась в красочном Box'е вместе с руководством пользователя), но, конечно, небольшим (и мгновенно раскупленным, кстати) тиражом. А потом разработчики - так как люди они, повторим, добрые и, что ещё важнее, настоящие - просто выложили на своём сайте все версии игры (с прилагающимся руководством также на трёх языках) для совершенно свободного скачивания.
Можно ли запустить игру на PC? Безусловно, хотя, естественно, - через эмулятор её родной платформы. Однако разработчики честно предупреждают, что на эмуляторе она никогда не будет работать так же хорошо, как на реальном Amstrad'е, так как намеренно разрабатывалась в первую очередь для него. Обидно? Ни в коей мере. Наоборот - прекрасно. <Неразумный>, <не рыночный> подход? Снова верно. И прекрасно ещё в большей степени. Истинные олдгеймеры - для таких же олдгеймеров, так и только так. Впрочем, отчаиваться не стоит - игра на самом деле вполне нормально идёт и в эмуляторе, а музыка, которая, как заявляется, на реальной машине звучит лучше, и в <суррогатных> условиях радует уши так, что они могут даже задвигаться ей в такт:
К сожалению, как и во многих других случаях, для абсолютного большинства даже олдгеймеров чудо, которое произошло чуть больше года назад, прошло практически незамеченным, и это - единственное, что есть печального в этой удивительной и жизнеутверждающей истории. Потому что это действительно самое настоящее чудо - когда в страшный век засилья напичканных <попкорновыми> спецэффектами и всевозможными защитами <кинематографических> игр и примитивных <казуалок для домохозяек> вдруг появляется такая вот вещь, которая действительно являет собой что-то новое, но при этом старое, качественное и интересное, но при этом без дополнительных условий, сделанное с любовью и истинное великое, но при этом совершенно свободно доступное. Так что подобные чудеса, как сказал однажды Гоголь, <:всё же бывают на свете; редко, но бывают>. И если вдруг вы действительно верите в том, что <новых> старых игр никогда уже больше не будете, - то не откажите себе в удовольствии лично разубедиться в этом, причём весьма приятным образом. Загляните в космическую бездну, не боясь, что она заглянет в вас. Ведь если вы олдгеймер, то крови она с вами - одной.
Назад в раздел Old-games Diskmag 7