Nightmare Creatures: Энциклопедия монстров

Nightmare Creatures: Энциклопедия монстров.

автор: kreol

Фирма: Kalisto Entertainment / Activision
Жанр: 3D Action
Размер: 1 CD
Год выпуска: 1997


Любите ли вы монстров в компьютерных играх? Цените ли вы их как противников и просто как важную составляющую игрового мира? Спешить с ответами не стоит. Потому что для начала нужно уточнить, о каких монстрах идёт речь.

С чем вообще ассоциируется у нас слово <монстр>, даже применительно не только к играм, а к фильмам, игрушкам и жизни в целом? Орки, гоблины, тролли, вампиры, оборотни, зомби, горгульи, драконы (хотя последние два вида далеко не всегда выступают в роли именно монстров) и: наверное, всё. И все (или, по крайней мере, многие) к этому привыкли и вполне нормально это воспринимают. И применительно к компьютерным играм в том числе.

Конечно, почти в каждой из них есть какая-то изюминка, гоблины в одной игре могут разительно отличаться от гоблинов в другой, может быть даже придуман какой-то новый, <местный> вид монстров - вот только вряд ли он будет чем-то, даже своим внешним видом, разительно отличаться от своих собратьев, разве что названием: А как насчёт действительно настоящих монстров? Оригинальных, уникальных чудищ, у которых не было бы имён и которых вы не могли бы встретить не то что на каждом углу, но и вообще где бы то ни было? Попытки создать такой <монстрариум>, в общем-то, имели место и раньше - можно вспомнить кроссплатформенную старинную игру Frightmare или эксклюзив для TurboGrafX-16 Night Creatures, - но только после появления той вещи, о которой мы сейчас немножко поговорим, можно было с чистой совестью сказать: да, здесь есть монстры!!!

Nightmare Creatures. Это можно перевести как <Создания из ночных кошмаров>, и именно такой перевод, несмотря на всю его простоту и убогость, в данном случае будет самым адекватным, ибо как-то иначе назвать тех, кого мы тут встретим, вряд ли можно, ведь, как известно, <сон разума будит чудовищ>. И при взгляде на местных обитателей эта фраза приобретает ещё один смысл, не менее чудовищный, чем они сами. Что здесь происходит, откуда есть пошли все эти твари, - рассказать обо всём этом, конечно, можно, но вот нужно ли? Действие происходит в Лондоне 1834 года (воссозданном, несмотря на жесточайшие временные ограничения, просто потрясающе), в котором двое молодых охотников на монстров из Восточной Европы, Игнатиус и Надя, вершат правое дело - истребляют кошмарных тварей, являющихся порождениями экспериментов безумного учёного с не менее кошмарным разумом. Этого достаточно, поверьте.

Первые шаги приносят первое разочарование. Наши враги в начале игры - старые злые (нельзя ведь их назвать добрыми, правда?) зомби да оборотень. Ну да, выглядят не вполне привычно. Но узнаваемы. Правда, если оборотень - именно что антропоморфный волк, причём голова волчья, - просто хороший боец, то зомби ещё и наверняка преподнесёт большой-пребольшой неприятный сюрприз: забили мы его мечом или посохом, а он полежит-полежит, а потом возьмёт и встанет. И снова заковыляет с рычанием в нашу сторону. И даже если снесём мы ему его буйную голову, то и это его не остановит. Покончить с ним можно только истинно жестоким способом - разрубив его тело даже не напополам, а как-нибудь по диагонали, чтобы другим неповадно было (хотя будет). То есть уже чувствуется, что что-то тут не так. Но пока идём дальше, из каменной статуи вылетает гигантская летучая мышь, хотя уж этим-то точно никого не удивить. На этом моменте, несмотря на всю ту красоту, что открывается нашему взору, кто-то может бросить игру, ибо якобы ничего интересного тут нет, - и совершить этим очень страшную ошибку. До цели осталось совсем немного - нужно лишь идти вперёд, сквозь туманные арки, смрадные сточные канавы и верёвки с натянутым на них бельём. ОН уже близко. И ОН нас ждёт:

Почему-то в тот момент, когда я впервые увидел ЕГО, мне одновременно вспомнилась малозначительная цитата из <Властелина колец> (книги) о существах, грызущих землю в её глубине, у которых нет имени, и строки из стихотворения А.С. Пушкина <Анчар>, там, где <природа жаждущих степей его в день гнева породила>: У НЕГО нет и не может быть никакого имени. И происхождение ЕГО нельзя объяснить каким-то тривиальным образом. Это не гоблин и не вампир, не тролль и не оборотень, - это монстр. Первозданный ужас в том виде, в каком он есть. У него (уже не будем выделять большими буквами - достаточно) светло-синяя кожа, огромная вытянутая зубастая морда и не менее огромные когти. И ещё у него есть хороший тон. Он не просто стоит себе в сторонке и ждёт вас - нет. Он проламывает ящики, медленно, один за другим, как в отличным старом ужастике, чтобы встретиться с вами лицом к лицу, не уронив при этом своего лица (если его морду можно назвать таким словом) в ваших глазах. Потому что настоящий монстр должен уметь появляться эффектно. И он будет вовсе не одним таким, это целый тип созданий:

Он понравился вам? Поразил своей <антикрасотой>? Или, быть может, кого-то даже напугал?.. Но очень скоро вы к нему вполне привыкнете. Он не так страшен. Не так, как, например, гигантское синее создание, чем-то напоминающее медведя с квадратной плоской мордой, которому вы дотягиваете едва-едва до пояса, но которое при этом может быть убито вообще без потери жизни, ибо неповоротливо до ужаса: Кто будет потом? Стоит ли раскрывать все карты? И даже если и да - то сделать это едва ли возможно. Кого-то из этих созданий можно сравнить с крысами, жуками, пауками, пиявками, гарпиями, даже людьми (пусть и без лиц) или демонами, но - имён у них всё равно нет. И не может быть. Есть только одно слово, которым их можно охарактеризовать, - и слово это <монстры>. Произнесённое в этот раз на полном серьёзе, с самой чистейшей совестью.

Итак, мечта всех тех, кто любит и ценит монстров, наконец-то сбылась. Мы получили игру, где бал правят именно они. Монстры, истинные монстры и только лишь они. Но есть проблема - после приобретения некоторой сноровки многие из них легко убиваются. Порой - даже слишком легко. Это плохо, это неприемлемо для истинного охотника и ценителя. А на дворе ещё не то время, чтобы дорабатывать ИИ до умопомрачительных высот. Приходится подключать то, о чём современные разработчики почти забыли, - фантазию. И её подключили.

Так, значит, мало вам, дорогие охотники, одних только оригинальных монстров? Ещё адреналинчику хочется? Он будет. Причём не просто будет, а явится единственной, но при этом жизненно важной характеристикой персонажа в игре. Ставка на охоте - всегда чья-то жизнь, и на этот раз - всегда ваша. Да, всегда, даже если вы и будете вечным победителем. Потому что если слишком долго не сражаться с тварями и не убивать их, то шкала адреналина начнёт падать. Быстро, катастрофически быстро падать. И если вовремя не найти монстра для совершения акта убиения - то можно отправиться на тот свет самому: Ни до, ни после такого реализовано не было никогда, потому что это уже воплощение не просто мечты, а самой сути идеала истинного Игрока. На бешеной скорости рассекая по узким улочкам туманной британской столицы позапрошлого века, мы в роли обезумевшего маньяка (или маньячки) в человеческом облике, который (-ая) любит насилие над нечеловеческими формами жизни настолько, что умирает без него, носимся по городу в отчаянных и яростных поисках этих самых форм жизни. И когда находим - то становится уже не до того, как там и кто выглядит и что умеет; главное - выжить, и выжить не в том плане, чтобы увернуться от его кулаков, зубов, когтей или ещё чего-то, а чтобы успеть управиться с ним до того момента, когда критическое значение неумолимо падающей полоски будет достигнуто: При всём при этом возникает лишь один вопрос: а кто же на самом деле монстр?.. Ответа на него, правда, нет и не может быть, но можно быть практически уверенным, что уже на середине игры сам этот вопрос, если в вашей голове он возник, попросту исчезнет:

В заключение стоит сказать лишь то, что упомянутый Лондон здесь действительно прекрасен. Нет, никаких достопримечательностей мы не увидим. Зато побываем в городе, который словно сошёл со страниц романов Диккенса, Брэма Стокера и гораздо менее известных писателей XIX века. Вездесущий туман, плотно приставленные друг к другу аккуратненькие домишки, мостовые из старого булыжника, заброшенные телеги в тёмных углах: И постоянное ощущение таинственной, мистической, но от этого не менее реальной угрозы: Но эту атмосферу тоже не передать словами. А вот про то, что у игры было продолжение, мы умолчим. Потому что не время и не место сейчас говорить о совершённом разработчиками преступлении, в результате которого вторая часть - не менее, а в чём-то даже более интересная, чем первая, пусть и во многом другая, - обосновалась исключительно на приставках. Пусть мир Nightmare Creatures и мрачен, но закончить хотелось бы всё-таки на светлой ноте. Шанс увидеть настоящих монстров есть. Не упустите его!

Последнее изменение Mon, 16 Mar 2015 автором Dimouse


Назад в раздел Old-games Diskmag 7