Jackal

Jackal

автор: Dark Savant

Фирма: Konami
Жанр: Arcade
Размер: 1 дискета/картридж
Год выпуска: 1987


Jackal: При упоминании этого названия в голове матёрого олдгеймера живо возникает целый ряд ассоциаций, а из глубин памяти всплывают счастливые воспоминания. Непосвящённый, конечно, может подумать, что речь идёт о чём-то, связанном с животным миром (есть же у нас Lion и Wolf, верно?), но мы-то с вами знаем, что всё далеко не так просто. На ум многим и многим игрокам со стажем скорее придут мысли о россыпях пуль, рассылаемых во все стороны из видавшего виды старичка-пулемёта, о верном миномёте, не знающем, что такое непробиваемая броня, о звонком металлическом <клиньк!>, сопровождающем каждую встречу очереди выстрелов с серой обшивкой турели. А ещё, конечно, все мы навсегда запомним длинный жёлтый пляж неизвестной, но оттого лишь более опасной страны и наших маленьких, беспомощных, но многочисленных союзников и боевых товарищей, разбросанных по огромной территории, кишащей войсками противника. Там, где за каждым кустом установлена охранная вышка, где из-за каждого утёса навстречу выезжает танк, где в небе то и дело мелькают бомбардировщики... Там пройдёт только наш с вами джип - пройдёт для того, чтобы спасти всех военнопленных из лагерей и тюрем и уничтожить зловеще маячащий где-то за горизонтом штаб противника. А для этого его отважной команде нужно действовать решительно, быстро и неожиданно - подобно шакалам, вышедшим на охоту.

Однако в рамках данной статьи мне хотелось бы не только вспомнить безоблачное прошлое, где патроны не кончались, а спасённые пленные с радостью делились с нами своей последней ракетной установкой, но и провести сравнительный анализ между несколькими версиями Jackal для разных платформ. Надо сказать, сей шедевр от Konami был доступен владельцам самых разных компьютеров и приставок, а уж теперь, с развитием Интернета и технологий эмуляции, каждый желающий может лично опробовать версии и для ZX Spectrum, и для Commodore 64, и даже для Amstrad CPC. Мне бы, впрочем, хотелось более подробно остановиться на трёх других платформах, о которых я мог бы судить более достоверно. Речь пойдёт о вариантах Jackal для DOS, аркадных автоматов и, конечно, NES.

DOS

DOS-версия встречает нас довольно недружелюбно. Светло-серая пустошь пляжа, тянущаяся куда-то за край экрана, одинокий зелёный джип и трое вражеских гренадёров, хаотично перебегающих с места на место и очумело палящих во все стороны из своих винтовок. Если стоять на месте достаточно долгое время, все трое в конечном счёте забегут прямо под наши колёса и скоропостижно скончаются. Есть, конечно, вероятность, что шальная пуля заденет джип и тот превратится в груду обломков, но она не так уж и высока. А пока мы стоим на месте, привыкая к обстановке, ум всё больше тревожит какая-то смутная мысль... И почти моментально прорывается наружу - музыка! Музыки-то, оказывается, и нету. Нет великолепных боевых мелодий, нету того гимна войны от кудесников из Konami (вдумайтесь - Konami!), под который и умирать не жалко, а уж штурмовать вражеские укрепления - и подавно. Печально, конечно, но... с подобными лишениями иногда приходится мириться, благо всё ещё только началось и впереди у нас ещё много работы.

Уложив в голове первые впечатления, продвигаемся глубже на территорию ненавистного врага. После первых же нажатий клавиш с грустью осознаём, что плавной анимации перемещений джипа нам не видать (хотя, пожалуй, это вполне закономерно для игры 1988-го года выхода). Но, опять-таки, к этому вполне можно и даже нужно привыкнуть, ведь уже через несколько метров грустный однотонный пейзаж начинает радовать глаз появившимися откуда ни возьмись колоннами, фортификациями и старыми добрыми турелями - основными нашими противниками после пехотинцев. Турели DOS-версии Jackal заслуживают отдельных тёплых слов, поскольку являются одним из тех элементов, система которых позволяет получать от игры подлинное удовольствие, несмотря на все её мелкие недостатки. Дело в том, что здесь эти стационарные пушки стреляют очень далеко, очень быстро и часто, но - внимание - только по диагонали. То есть штурмовать их из простреливаемой области не получится при всём желании - ваши гранаты и ракеты на такое расстояние не бьют. Зато вы можете безо всякого риска подобраться к ним из мёртвой зоны и одним метким выстрелом избавиться от надоедливого противника.

Чем дальше мы пробиваемся сквозь плотный вражеский строй, тем интереснее становятся те небольшие задачки, которые приходится решать по ходу дела. Дизайнеры уровней ловко расставили турели таким образом, чтобы те по возможности прикрывали друг друга от неаккуратных наскоков нападающих. А разбросанные тут и там горстки пехотинцев добавляют неразберихи происходящему - хоть хлипкие солдатики и ведут огонь беспорядочно и неумело, но вполне себе резво передвигаются в случайном направлении и нередко задевают выстрелами и нас. Уже чувствуете, что такое Jackal для DOS на самом деле? Для того чтобы освободить пленников хотя бы из первого лагеря, вам понадобится призвать на помощь всю свою выдержку, действуя хладнокровно, крайне осторожно и без спешки. Подобрать оптимальный угол атаки, быстро выпустить гранату и отъехать в безопасное место, дать пулемётную очередь по солдатам, не попав при этом в радиус поражения пушки... И это - самое начало, дальше спасательная операция становится всё сложнее. Надеяться на собственную боевую мощь не приходится: единственное улучшение, которое можно получить ещё в самом начале, - это ракетница, приходящая на смену миномёту. Но толку от неё практически нет, поскольку ракеты летят лишь чуть быстрее гранат и с ходу уничтожить скопление противника всё равно не смогут. Так что рассудительность и холодная голова - наши с вами лучшие союзники.

Наверное, самым страшным препятствием для любого человека, решившего проверить свои силы в Jackal для DOS, станут программные ограничения игры. Именно так - ведь из-за них, например, нам не разрешается возвращаться назад на территорию, где мы уже побывали. То есть, сделав лишний шаг, отъехать хотя бы чуть-чуть, чтобы занять более выгодную позицию и уйти из-под плотного огня, уже не получится. А кроме того - и это хуже всего - игра совершенно не придаёт значения тому, где именно придётся возрождаться после смерти. И если вас угораздило погибнуть от рук неприятеля где-нибудь посередине заставленного зданиями форпоста, то новый джип рискует появиться прямо на крыше одного из штабов или на стене, его окружающей. А это, в свою очередь, приведёт к тому, что джип в автоматическом режиме тронется с места, пытаясь найти ровную площадку. Враги этим бессовестно пользуются, ни на секунду не прекращая вести огонь, и вот за первой <жизнью> вы теряете вторую, третью... И всё это - без единого шанса выправить положение. Немного обидно, особенно после нескольких часов, потраченных на прохождение особо тяжёлых моментов.

Однако ознакомиться с Jackal для DOS всё равно стоит обязательно. Каким-то чудесным образом игра умудряется заставить вас переживать происходящее как наяву - все эти серо-зелёные человечки и схематичные препятствия кажутся смешными только на первый взгляд, но очень быстро обстановка как-то меняется, и вот мы уже не на шутку переживаем за наших парней, пытаемся выбраться из очередной заварушки или радуемся вновь обретённой ракетнице. И всё время хочется плюнуть на осторожность и поиграть в этакого лихого коммандос, пренебрегающего опасностями и рвущегося вперёд, не дорожа своей жизнью... Попробуйте. Эта игра того стоит.

Arcade

Игровые автоматы... Те, кому посчастливилось в своё время застать эпоху расцвета этих аппаратов, наверняка знают о многих доступных на них шедеврах вроде серий Aero Fighters, Alien Storm или Virtua Fighter. Некоторые игры, появившись на данной платформе, обретали такую невероятную популярность, что вызывали нехватку мелочи по всей стране (и Space Invaders - яркий тому пример). Неудивительно, что и Jackal входит в список того, во что можно поиграть на автомате. Гораздо интереснее то, насколько сильно эта его вариация отличается от виденного нами в DOS. Итак, начинаем наш следующий заезд!

После прохладного приёма на PC местный <вступительный ролик> производит самое положительное впечатление. Сначала на паре вертолётов прибывает наш джип, затем к нему присоединяются десантирующиеся рядом водители (которых я каждый раз принимаю за бомбы, после чего инстинктивно и совершенно безрезультатно пытаюсь отъехать куда-нибудь подальше). В разворачивающемся далее действе радует буквально всё - и прилизанная картинка, и разнообразие пейзажа, и, в особенности, плавные движения джипа, чутко повинующегося каждой команде. Место действия с точностью повторяет то, что мы видели в DOS-варианте игры, зато по ходу геймплея постоянно наталкиваешься на отличия коренного характера.

Самым заметным и, пожалуй, самым важным является то, что принцип игры полностью поменялся вместе с платформой. Если в суровом исполнении для DOS путь нам прокладывали тактика и грамотная, неторопливая игра, то здесь о каком-то постепенном продвижении вперёд и речи быть не может. Все эти красные , <1000 points>, эффектные взрывы, красиво анимированные мигающие солдатики так и кричат нам - вперёд, не останавливайся, не переставай стрелять! И им веришь, им подчиняешься, и вот наш джип несётся вдаль на полной скорости, раздавая неприятелям гранаты направо и налево и не стесняясь на ходу подрывать многочисленные укрепления, ворота и штабы. Если подумать, само поведение противников тоже способствует такому развитию событий - турели, как и полагается, стреляют куда хотят, но делают это гораздо более робко, чем в DOS, так что идти на штурм не только можно, но и гораздо более эффективно, чем пытаться выждать подходящее для атаки время.

Ракеты также из приятного бонуса превратились в необходимость - после спасения из лап противника определённого числа пленных вы получите орудие ужасающей мощи, создающее взрывы с огромным радиусом поражения. И очень скоро оно вам понадобится - ближе ко второй половине игры динамика её нисколько не уменьшится, зато враги поползут буквально отовсюду. Самонаводящиеся ракеты, летящие к вам из-под воды, артиллерийские установки, выпускающие веера ядер, вертолёты, назойливо преследующие вас до самой смерти, танки с лазерными пушками, линкоры... Перечислять всё нет смысла - слишком уж много противников встанет на вашем пути к главному оплоту враждебных сил, их центральной базе. И чтобы победить их всех, понадобится не только отвага, но и немалая доля удачи. Тем более что пилоты и водители неприятеля действуют по уму - здесь вы уже не увидите бессмысленной пальбы из стороны в сторону и беспорядочных перемещений. Наоборот, выстрелы обычно направлены именно на ваш джип, а поведение чужой бронированной техники не перестаёт поражать - водители направляют свои машины прямо на вас, стараясь не отставать ни на шаг... вплоть до гибельного столкновения. В общем, динамичность этой версии Jackal сравнима только с её же напряжённостью.

Но, наверное, главной радостью для закоренелых фанатов игры будет музыка - та самая музыка, под которую так приятно идти в бой, громить и жечь вражеские постройки, кругом отправлять гранаты и ракеты и выходить победителем из самых отчаянных сражений. В общем, испытания, уготованные тем, кто захочет попробовать свои силы в Jackal на игровом автомате, откровенно тяжелы и опасны, но геймплей при этом отполирован настолько здорово, что на частые поражения перестаёшь обращать внимание. Здесь наслаждение на все сто процентов заключается в процессе, а не в результате. А с практикой и опытом задача уже перестаёт казаться такой уж невыполнимой, и в конечном счёте упорство проложит вам путь к победе.

NES

Скажу откровенно, NES-версия Jackal - моя любимая. Пожалуй, счёт её повторных прохождений как на самой приставке, так и на эмуляторе, идёт на десятки. И на то есть причины - пусть в ней нет той тактики, как в версии для DOS, и такой динамики, как в варианте для игровых автоматов, она обладает обширным рядом неоспоримых преимуществ, делающих именно её лучшим выбором любого олдгеймера. Но - обо всём по порядку.

В самом начале мы вновь увидим процесс выгрузки джипа с вертолёта (правда, на этот раз водители уже сидят внутри), а осмотревшись внимательно, заметим, что и уровень в целом претерпел мало различий по сравнению с другими вариациями Jackal. Пляж, солдаты, турели, первый лагерь с военнопленными, возвышающийся поблизости... ничего нового. Зато уже после первой стычки со старыми знакомыми-пехотинцами легко обнаружить, что они обзавелись интересной привычкой - мерцать перед выстрелом. Вроде бы мелочь, но вдумайтесь - если раньше давить надоедливую мелочёвку было весьма рискованно, то теперь уничтожение джипа от неожиданного выстрела в упор вам не грозит - всегда можно оценить время и отъехать в сторону. Чертовски удачное нововведение!

Проследуем немного дальше и обратим более пристальное внимание на солдат и технику врага. Тут кроется одно из основных отличий этой версии от рассмотренных выше - вроде бы и стационарные пушки стреляют в любом направлении, и техники противника всюду расставлено довольно много, но играть всё равно оказывается неожиданно легко. А причина тому - общая вялость поведения компьютерного оппонента. Он старательно пытается задавить нас числом, периодически высылает подкрепление откуда-то из-за краёв экрана, тут и там слышны взрывы от частых бомбардировок, но... увернуться от всех выстрелов, избежать всех опасностей не составляет какого-либо особого труда по сравнению с тем, что мы уже видели, играя на автомате или просчитывая каждый свой ход на PC. Однако не поймите меня неправильно - это нисколько не идёт игре во вред, наоборот, только на NES появилась, наконец, возможность по-настоящему отдохнуть за прохождением, весело разнося в щепки очередную лачугу и браво рассекая по мутным болотам.

Ещё важнее то, что сама структура уровней теперь совершенно иная, - общее пространство, от пляжа до самого финального боя, оказалось разделено на тематические зоны. Тут мы едем по гористой местности, там - по аэродрому... Примечательно, что после прохождения каждого этапа нам наконец-то показывают на <глобальной> карте, насколько далеко мы продвинулись и где теперь находимся. Раньше же это можно было узнать только после потери всех жизней. А в конце каждого уровня нас ждёт наиприятнейший сюрприз - в Jackal появились полноценные боссы! Огромный корабль, мощный форт с лазерными пушками, даже статуи, стреляющие ракетами, - как же приятно разносить всё это на куски после зачистки основной зоны! И не бойтесь безвременного поражения - на NES игроку позволяют продолжить игру даже после того, как он потратил все жизни. На других платформах о такой роскоши нельзя было и помыслить.

Добавьте к вышесказанному фирменную музыку Jackal - и сами поймёте, почему эта версия игры стоит самого тщательного изучения. А ведь я рассказал далеко не обо всём - только здесь, например, можно пустить под откос поезд... Не правда ли, здорово?

Свой небольшой отчёт я хотел бы закончить пожеланием всем олдгеймерам - не забывайте старичков вроде Jackal, всегда помните, что есть шедевры, в которые стоит поиграть независимо от того, какая платформа и версия у вас под рукой. Ведь перед вами - классика, которую стоит если и не любить, то по крайней мере уважать. Успехов в очередной военной операции! И пусть все пленники вновь окажутся на свободе.

Последнее изменение Mon, 16 Mar 2015 автором Dimouse


Назад в раздел Old-games Diskmag 7