Life & Death

Life & Death

автор: Kirchun

Фирма: ISM Interactive/Software Toolworks
Жанр: Simulation
Размер: 900 kb
Год выпуска: 1988


Первая заповедь врача: не навреди.
Гиппократ




Приходилось ли вам, дорогие друзья, давать клятву Гиппократа? Мне думается, что большинство читателей ответят на этот вопрос отрицательно, ведь вышеупомянутую клятву дают, как известно, только те люди, которые вступают на тернистый путь врачевания. Однако даже если вы по своему духу очень далеки от медицинского профиля, уж в стенах-то поликлиники или больницы вы хоть раз в жизни, да бывали, и почти наверняка задумывались о том, легко ли быть врачом, а соответственно, нести ответственность за чужое здоровье и чужие жизни.

Игра, которую я собираюсь представить вашему вниманию, как уже нетрудно было догадаться, посвящена медицинской тематике, и называется она - "Life & Death". Уже в самом названии, которое переводится на русский язык как "Жизнь и смерть", отображена та фундаментальная диалектика природы, которая пронизывает эту игру от начала и до конца, создавая довольно жутковатую атмосферу.

"Life & Death" - это симулятор врача-хирурга, специализирующегося на абдоминальной (брюшной) области. Причём, я хотел бы особо подчеркнуть тот факт, что главным разработчиком данной игры являлся настоящий врач-профессионал Мио Тант (Myo Thant), который основал в своё время игровую компанию ISM Interactive с целью - создавать медицинские симуляторы для компьютеров PC и Macintosh. Видимо, именно это обстоятельство обусловило ту потрясающую реалистичность и сложность, которой "Life & Death" наделена. Хотя разработчики и указывают вполне однозначно на то, что создавали этот продукт для развлечения, а не для обучения, по моему мнению, "Life & Death" может послужить неплохим подспорьем для учащихся вузов медицинского профиля в качестве виртуального тренажёра. Вообще говоря, игра в своё время не имела коммерческого успеха, зато была хорошо известна как раз таки в медицинских студенческих кругах. В оригинальной коробке с игрой, помимо собственно дискеты, можно было найти документацию, содержащую подробное описание физиологии абдоминальной области, основных хирургических техник, патологий и методов их лечения, а также глоссарий медицинских терминов, относящихся только к освещаемой области, и даже краткую историю развития хирургии. Кроме того, в каждой коробке можно было отыскать хирургические латексные перчатки и хирургическую маску. Такой серьёзный подход к делу должен вызывать доверие.


Небольшой холодок пробегает по телу уже во время просмотра начальной заставки, на которой изображены пятки трупа с биркой на одном из пальцев. Вы играете роль новоявленного стажёра, проходящего практику в отделе абдоминальной (брюшной) хирургии госпиталя Toolwork General при попечительстве доктора Дэвида Линдстрома (David Lindstrom). Первым делом вы проходите обязательную процедуру регистрации у сестры-вахтёрши Моники Пирс (Monica Pierce), после чего и приступаете к своим обязанностям, в число которых входит прослушивание лекций доктора Линдстрома, постановка диагноза пациентам и проведение хирургических операций. Моника является главным координационным центром, и она будет в дальнейшем сообщать вам всю необходимую информацию. Очень любопытно реализована в этой игре защита от копирования: в один прекрасный момент Моника сообщит вам, что какой-то доктор звонил совсем недавно и хотел с вами пообщаться, а на лекциях профессора Линдстрома вы сможете узнать о том, что крайне необходимо, согласно правилам хорошего тона, перезванивать всем сотрудникам госпиталя, которые изъявляли желание с вами связаться, однако номер, который надлежит набирать и является одним из тех кодов, которые защищают игру от копирования. Соответственно, к игре, по всей видимости, прилагалась специальная бумажка с инструкцией и списком телефонных номеров. Заранее предупреждаю - если не перезвонить по нужному номеру, то хирургическую операцию вам провести не дадут. Взломанной версии "Life & Death" я пока что в сети Интернет не встречал.

Если смотреть в целом, то игра делится на две части. В первой вам необходимо будет выявлять такие недуги, как бактериальное заражение, кишечный газ, почечные камни и, наконец, аппендицит. После знакомства с жалобами пациента и ощупывания его живота, вы должны принять соответствующее ситуации решение, заверив свой выбор личной подписью. Например, выявление аппендицита потребует от вас проведения операции по его удалению. В случае успешного проведения операции вы попадаете на второй этап, где потребуется выявлять артрит, а также зрелый и незрелый аневризм. Наличие у пациента зрелого аневризма также потребует от вас хирургического вмешательства. Если очередная операция под вашим началом завершится безупречно, вы получите долгожданный диплом, возвещающий об окончании вашего обучения в госпитале Toolwork General.














В игре есть три основных уровня сложности плюс так называемый <кошмарный> режим. Изменение этого параметра влияет на сложность постановки диагноза и проведения операций. Особенно следует отметить влияние означенной опции на процесс проведения операций, потому как даже на уровне Novice (новичок) удаление аппендицита поедает огромное количество времени и душевных сил. Перед тем как идти в операционную, вам следует подобрать себе ассистентов, которые могут или помогать общему делу, или "отсутствовать", или даже мешать процессу. Чтобы иметь при себе надёжных помощников, нужно тщательно изучить биографии всех предполагаемых кандидатов в офисе персонала, которым заведует девушка по имени Шелли Маркс (Shelly Marks), так как, например, некоторые люди из числа ваших гипотетических ассистентов принципиально не могут нормально взаимодействовать друг с другом по тем или иным причинам.

Процедура проведения операции есть самое сильное звено игры "Life & Death". И хотя движок <операционного> режима игры фактически основан на базе обыкновенного графического редактора, это не должно смущать не знакомых с игрой людей. Правдоподобие и внимание даже к самым незначительным деталям процесса (например, дезинфицирование рук при помощи мыла и надевание латексных перчаток перед началом операции) вызовут интерес даже у настоящего хирурга, не говоря уже о простых смертных, которые никогда не держали скальпеля в руке. Игра рассчитана на работу с клавиатурой, джойстиком, мышью и любым другим устройством функционально замещающем мышь, так что, на мой взгляд, было бы неплохим решение использовать в процессе оперирования, скажем, графический планшет, что подарит вам в процессе игры ещё больше ярких и живых ощущений, ведь проведение процедуры разрезания с помощью мышки - это, согласитесь, не самый комфортный и реалистичный вариант из теоретически возможных.

Любая ошибка или недоработка в проведении операции, также как и в постановке диагноза, приводит к выговору доктора Лидстрома и приглашению в лекторий для прослушивания всех замечаний, рекомендаций и предостережений, относящихся к вашим последним действиям. Ваши успешные действия, напротив, находят одобрение у начальника отдела хирургии. Роковые ошибки при определении диагноза, а также в ходе операции, приводят, как и полагается, к летальному для пациента исходу, о чём вас известят демонстрацией тела усопшего в морге под звуки похоронного марша. Однако после этого вас ждёт не завершение игры, а очередной выговор и лекция доктора Лидстрома.


Постановка диагноза и проведение операции, в конечном счёте, во многом сводится к последовательному выполнению определённого набора действий согласно заранее установленному алгоритму, и такой подход, как мне кажется, вполне отвечает реальной действительности, ибо деятельность врача-хирурга - это всё-таки чаще всего упорный и тяжёлый ремесленный труд, а не весёлый, творческий процесс. А разве кто-то говорил, что докторам легко живётся? Некоторые критики как раз и упрекают "Life & Death" за отсутствие полной свободы действия в операционной, но такое требование могут выдвигать, на мой взгляд, только маньяки, в задачу которых входит не получение знаний о правильных техниках настоящей хирургии, а издевательство над телом бедного пациента.

Хочу также заметить, что в игре ведётся статистика по каждому зарегистрировавшемуся стажёру, то бишь игроку. Статистика эта включает соотношение количества вылеченных данным врачом пациентов к общему количеству принятых им пациентов. Естественно, нужно совершенствовать свои навыки и стремится к лучшему соотношению. Также при желании можно, например, поставить себе задачу прооперировать пациента за меньшее количество времени, чем в предыдущий раз, хотя сама по себе игра никоим образом и не берёт в расчёт этот показатель.

Операционная представляет из себя самую настоящую комнату ужаса. В процессе операции практически у любого игрока имеет место быть постоянная боязнь допустить ошибку: порезать ткань не в том месте, где нужно, забыть инструмент в теле пациента, ранить какой-то внутренний орган. Кроме того, боковым зрением и ушами необходимо постоянно следить за надписями в информационном окне (комментарии ассистентов), пульсом и давлением пациента (с тем, чтобы вовремя сделать нужный укол), а также количеством оставшейся крови в сосуде под названием "IV Bottle". Масла в огонь подливает и постоянная демонстрация трупов экс-пациентов в морге госпиталя, тоже оказывающая сильное давление на нервную систему игрока. В так называемом "кошмарном" режиме игры вам даже некогда будет вытереть пот со лба, потому что этому будут препятствовать артерии пациента, заливающие кровью весь операционный стол, и его сердце так и норовящее остановиться без всяких предупреждений, так что не думайте, будто бы полное прохождение "Life & Death" на всех уровнях сложности является лёгкой прогулкой. Сохраняться или покидать игру во время операции нельзя, так что, как говорится, <взялся за гуж, так не говори, что дюж>.

Есть в "Life & Death" ещё одна интересная особенность, которая заключена в практически полном отсутствии в игре музыкального сопровождения. Саму по себе эту особенность, в принципе, можно было бы отнести к разряду недостатков, но только не в нашем случае. Абсолютно гробовая тишина разбавляется только звуками открывающихся дверей и писком электрокардиографа, но именно такое звуковое решение как нельзя лучше подходит атмосфере игры.

В целом описываемая игра являет собой уникальный продукт, какие можно встретить нечасто. Все её вышеперечисленные достоинства, а именно: атмосферность, реалистичность и сложность - вкупе приносят нам именно тот результат, за который можно назвать эту игру одним из лучших медицинских симуляторов (а быть может и лучшим, если провести качественное сравнение с остальными представителями этого жанра), из всех, выходивших когда-либо на персональных компьютерах. На каком основании я делаю столь громкое заявление? Моё заявление опирается на то обстоятельство, что в общем и целом, если не вдаваться в подробности и мелочи, игра "Life & Death" полностью удовлетворяет тем требованиям, которые я лично к ней, как к симулятору, предъявляю: она не только, на мой дилетантский взгляд, достаточно точно имитирует реальные процессы врачевания и позволяет игроку приобрести интересный жизненный опыт и знания, но и передаёт сам дух профессии врача-хирурга. Да, именно дух. Если вы найдёте в себе силы просидеть за этой игрой, включив самый высокий уровень сложности, без перерыва с утра и до вечера, монотонно выполняя одни и те же кропотливые операции, постоянно пытаясь при этом сохранить максимальный уровень концентрации, то вы приблизительно поймёте, в чём суть этой профессии, и какую благодарность мы должны выражать всем этим людям за их адский труд.

Некоторых игроков, в отличие от меня, всегда не в последнюю очередь волнует проблема качества графики. Так вот, могу сразу сказать, что в PC-версии "Life & Death" графика, конечно, выглядит далеко не так хорошо, как хотелось бы, чего не скажешь о вышедших чуть позднее версиях этой игры для компьютеров Amiga и Atari ST. Хотя, предъявлять какие-то особенно высокие требования в этом плане для PC-игры образца 1988 года, наверное, не совсем уместно. На мой же взгляд, как это не покажется вам абсурдным, именно такое качество графики в PC-версии, какое мы в итоге имеем, оказывает положительное влияние на формирование той самой жутковатой атмосфере, которой пропитана вся игра, впрочем, для того, чтобы согласиться или не согласиться со всеми моими суждениями, нужно всё-таки для начала самому поиграть в "Life & Death", что я и посоветую сделать всем читателям - игра действительно интересна. А людям, каким-то образом связанным со сферой медицины, и особенно в области хирургии, вообще крайне необходимо опробовать эту игру, чтобы высказать потом своё профессиональное мнение, в противовес моему сугубо дилетантскому, по поводу её качества.

Напоследок, скажу немного о грустном. Есть у "Life & Death" один недостаток, на который обращают внимание очень многие: игра довольно коротка и имеет довольно узкую тематику. Как я уже писал выше, вся игра делится на две половинки, первая из которых заканчивается операцией по удалению аппендицита, а вторая операцией по удалению аневризма. Всё. На этом, собственно говоря, игру можно считать пройденной, и дальше остаётся только повышать уровень сложности, если ещё есть куда, и улучшать свои статистические показатели. В принципе, на уровне "новичок" "Life & Death" можно одолеть за день-два, если не прибегать к чьим-то подсказкам и рекомендациям. Конечно, инстинктивно хочется чуточку большего разнообразия и продолжительности, однако Мио Тант в своё время избрал несколько иную авторскую позицию, предполагая, по-видимому, делать упор в каждом своём игровом продукте на качество, а не на разнообразие. О наличии этой позиции, как мне кажется, свидетельствует тот факт, что вторая часть игры, вышедшая в 1990 году, посвящена исключительно проблемам головного мозга человека, но это, как говорится, уже совсем другая история...

Последнее изменение Sun, 24 Jun 2018 автором Dimouse


Назад в раздел Old-games Diskmag 6