Digger. Бегущий во тьме

Digger. Бегущий во тьме

автор: ZorNcoR

Фирма: Rob Sleath/Windmill Software (Ремастированная версия - Andrew Jenner/www.digger.org)
Жанр: Arcade
Размер: 100 kb
Год выпуска: 1983 (Ремастированная версия - 1998)


Эта статья написана на основе DOS версии Digger Remastered.


Диггер! Раньше я думал что про него знает каждый олдгеймер, сейчас вдруг оказалось что это не так. Да, возраст этого произведения давно перевалил за двадцатник, но повод ли это незаслуженно предавать забвению настоящий шедевр? В своё время популярность Диггера зашкаливала. Играли в него буквально все - от бородатых сисопов до пятилетних детей на работе у родителей и школьников в компьютерных классах. Но времена меняются... Что в этой игре такого - спросит современный геймер, и мы ответим - для вас в Диггере нет ничего, ни текcтур, ни 3D моделей, ни шейдеров, ни сюжета - вам этого не понять. Для нас же это альфа и омега, пока ещё живая легенда, призрак прошлого и надежда будущего.

Что же такое Диггер? В буквальном переводе это "землекоп", и название игры очень точно передаёт саму суть игрового процесса. Копать здесь придётся много и с умом...

Главный герой игры - это некая своеобразная копающая машина. Вот только сразу сообразить кто же он, этот Диггер, удаётся не всем. Большинство (пост)советских геймеров дИггеривших ещё в "те" далёкие времена, никогда не видели лицензионной упаковки, изображавшей главного героя как маленького жёлтого бульдозера, за которым гонятся злые тролли. Но на самом деле Герой игры не похож на что-то механическое, уж больно он живой и весёлый, перебирает колёсиками, а когда гибнет то переворачивается брюхом вверх, включается похоронный марш, и из земли вырастает надгробие с надписью R.I.P. Поэтому игроки представляли Диггу в самых разных ипостасях, и самым популярным вариантом как ни странно был жук/землеройка или что-то подобное.

Уровни представляют собой двухмерный подземный лабиринт с видом сбоку, который мы видим как бы в разрезе. Этот лабиринт на 100% интерактивен, то есть можно копать в любую сторону прокладывая себе путь. Присутствуют понятия "низ-верх" - тяжёлые мешки падают вниз, но эта концепция не применяется к Диггеру и его противникам, все они свободно перемещаются в любом направлении, а вниз падают исключительно в дохлом виде, получив по голове летящим вниз мешком.

Оппоненты Диггера, Ноббины и Хоббины, загадочны в ещё большей степени чем сам главгерой. Наиболее вменяемо-понятное их описание - это "голова с ногами". Эти головоногие чудики появляются на уровне исключительно в верхнем правом углу карты в виде Ноббинов. Ноббины передвигаются только по готовым тоннелям, что позволяет в некоторой степени прогнозировать их поведение. После того как любой Ноббин пересечётся с любым своим коллегой пару раз, он превращается в Хоббина, а это гораздо более неприятные противники, которые, как и Диггер тоже умеют рыть ходы. Стоит представить себе всю отчаянность ситуации, когда столпившиеся в тупике Ноббины, массово превращаются в Хоббинов и устремляются прямо на Диггера безжалостно прогрызая насквозь тонкую сеть параллельных коридоров, ещё пару секунд назад надёжно защищавших вас от опасности. Единственное, что несколько разряжает ситуацию, это то что Хоббины пребывают в подобном состоянии лишь ограниченный отрезок времени, а потом сами превращаются обратно в Ноббинов. Временной отрезок их Хоббинствования увеличивается с каждым уровнем, и если на 1м-3м уровнях эту их фазу можно просто переждать где-то в сторонке, то к 7му уроню это становится похожим на лавину, которая сметает половину уровня за раз. Смерть Диггера наступает сразу, от любого контакта а любым врагом (наверное они все очень заразные). Запасных жизни всего две, а дополнительную можно раздобыть гениально простым, единственным способом - набрать 20000 очков (то есть не раньше 3го уровня). Такая вот суровая арифметика.

Общая идея игрового действия проста как две копейки - собрать все алмазы на уровне и остаться в живых. Да, именно "алмазы" (так их назывет большинство игроков), а не "emeralds" т.е. изумруды (как они называются в самой игре). Неизвестно, чем вызвана эта тенденция, наверное большей благозвучностью слова "алмаз", хотя встречались и более экзотические трактовки понятия "emeralds" например - бриллиант. Так вот, уровень заканчивается съедением последнего алмаза или убиением последнего врага. За каждый алмаз насчитывают 25 очков, за 8 алмазов собранных подряд дают 250 очков. На первый взгляд кажется что всё просто - почти как в Pac-Man. Но на деле всё значительно сложнее. Например в игре есть т.н. "Главный Бонус" - это Вишенка(Cherry), съев которую Диггер на протяжении короткого времени может безболезненно для себя глотать Ноббинов и Хоббинов (200 очков за первого съеденного, 400 за второго и т.д.). Этот Супербонус в отличие от Pac-Manа тут вам просто так никто не даст, нужно для начала попотеть и угробить определённое количество врагов, и только потом, в верхнем правом углу, на некоторое(!) время появится желанная Вишенка ценой в 1000 pts.

Кроме алмазов и Вишенки можно собирать ещё золото, которое хранится в заветных мешках со знаком "$", вот только просто так подъехать и съесть его у вас не выйдет. Диггер оказывается неспособен проглотить весь мешок целиком, вот тут и приходится использовать один из приёмов, который стал одной из отличительных черт всей игры. Чтобы извлечь золото из мешка, его нужно сбросить вниз с высоты. Вся изощрённость этого процесса обусловлена тем, что мешок при полёте вниз сносит всех не своём пути, вклюлчая вас. Это делает его мощнейшим оружием в руках игрока, позволяя давить по два-три Ноббина одним махом, если всё правильно рассчитать. После того как мешок разбивается и рассыпается золотом, у вас есть некоторое время на то чтобы собрать его, и если не поторопится то плакали ваши 500 очков, открытое золото исчезнет само, или будет съедено Ноббинами.

Ещё одна особенность мешка с золотом - подкопавшись под него снизу, можно предотвратить его падение непосредственно вам на голову, удерживая кнопку "вверх" неограниченное количество времени, выжидая нужный момент для меткого броска в гущу столпившихся где-то внизу Ноббинов. Основная проблема в том, что мешок подкопанный снизу, будучи отпущенным, летит вниз не сразу а лишь "пошатавшись" на месте определённое время, которое зависит от уровня. На поздних уровнях, мешки обрушиваются на голову практически мгновенно, что нельзя не учитывать. Кроме того Ноббины тоже могут толкать мешки по горизонтальным коридорам, а Хоббины с мешками вообще не мелочатся и просто сходу их глотают.

Кроме мешков у Диггера в арсенале есть более предсказуемое и надёжное оружие. Назовём его "бластер". Это оружие многоразового использования. Относительно медленная скорость полёта его зарядов ещё более усложняет и без того экстремальную жизнь Дигги, потому как целится и стрелять приходится с упреждением - уж больно шустрые эти неповоротливые на первый взгляд головастики. После выстрела требуется около десяти (зависит от уровня) секунд для перезарядки. Бластером можно аннигилировать несколько противников за один выстрел, для этого они должны находится на близком расстоянии друг от друга.

Нужно отметить что AI в игре достаточно умело выполняет свои функции, постоянно держит в напряжении и способен умно ошибаться (а не тупить). Увидев летящий сверху мешок или разряд бластера, противник пытается убежать или увернутся от него, и часто ему это удаётся. Можно оторваться от севшего на хвост Ноббина сделав несколько резких поворотов, после которых он теряет след и отстаёт. Враги не перемещаются хаотически, они помнят где находится игрок. Не стоит бегать с Ноббинами наперегонки, так как на прямой, они всегда быстрее. Единственное место, где можно оторваться от преследования, это повороты. С каждым уровнем (вплоть до 10-го) умственные способности и скорость реакции противников возрастают, увеличивается скорость их появления, возрастает общее количество монстров и время перезарядки бластера. Всего в игре 8 разных уровней, и после окончания 8-го, мы попадаем обратно на 6-й. Общая схема переключения уровней такая 1-2-3-4-5-6-7-8-6-7-8, после этого уровни прокручиваются в последовательности 5-6-7-8 аж 249 раз, после которых все последующие уровни будут только 5-м уровнем до бесконечности.

В конце концов обстановка на поле боя постепенно становится неуправляемой, и вот тут на первый план выходит схема планировки лабиринта, тактическое планирование. Да, именно мастерски правильно прокопанный лабиринт является ключом к победе на поздних уровнях. Длинные параллельные проходы, в которых некуда свернуть уворачиваясь от выстрела, становятся смертельной ловушкой для Ноббинов. Очень важно помнить про время необходимое для перезарядки бластера, и строить свою тактику опираясь на этот фактор. Количество подобных диггеррских уловок и приёмов исчисляется десятками, и при этом каждый находит свой собственный стиль прохождения игры. Нужно отметить, что несмотря на все вышеописанные заморочки, Диггер - это игра с поистине ураганным, не знающим остановок геймплеем, который с каждым разом затягивает всё больше и больше. И всё потому, что тут нет таких закоренело-аркадных и читерских приёмов как Боссы уровней, финальные разборки и т.п., потому у игрока создаётся впечатление что здесь ВСЁ в его руках, и для того чтобы в следующий раз пройти дальше, нужно просто быть внимательнее и всё обязательно получится...

В качестве основной музыкальной темы, в игре использован инструментал "Popcorn" популярной в 70х группы Hot Butter, который очень неплохо звучит на встроенных динамиках и Ковоксах. Тут я заметил интересный момент. Многие, игравшие в Диггер знают эту мелодию именно как "музычку из Диггера", при этом не догадываясь что у неё существует довольно стильный реальный прототип.

Оригинальную CGA версию Диггера разработал в 1983 году Роб Слит (Rob Sleath), главный программист канадской компании Windmill Software, также известной своим Styx (по общей концепции напоминающий Xonix). В 1990-1991 русскими умельцами была выпущена конверсия Диггера, которая включала в себя редактор уровней и механизм замедления.

В 1998 году произошло событие, подарившее этому, уже казалось подзабытому шедевру вторую жизнь и толпы новых поклонников по всему миру, вышел Digger Remastered. Эндрю Дженнер (Andrew Jenner) путём обратной разработки, адаптировал старину Диггера к реалиям современных ПК. Получилось очень неплохо - тот-же Диггер что и 20 лет назад но в 4 (DOS) или 256 (WIN) цветах, а главное теперь его стало возможным запускать на современном "железе", есть отдельные версии для DOS (4 цвета), Windows, Unix и MacOS. Геймплей остался нетронутым, были добавлены лишь такие полезности как возможность записывать replay (в текстовом "drf" файле), динамически менять скорость игры, переназначать управление, и такая интересная фишка как возможность играть в режиме Two Players Simultaneous т.е. вдвоём с одной клавиатуры. Именно этот режим очень полюбился и новым и старым фанатам Диггера. Для этого "cooperative" режима ведётся отдельный Hiscore, но какое значение имеет счёт по сравнению с тем зарядом веселья, который получают геймеры играя вдвоём. Дело в том, что в 2PS режиме, заряды диггерских бластеров убивают как врагов, так и друг друга. Потому можно устроить импровизированный deathmatch (хотя это скорее уже digmatch).

Digger Remastered можно бесплатно скачать на сайте разработчика - www.digger.org. Тут любители Диггера могут найти для себя много интересного, почитать историю разработки, диггерские "охотничьи" байки, посмотреть "рекордные" и простые реплеи. Кроме того на диггер.орг ведётся всемирный TOP-10 Hiscore, и абсолютно каждый может попасть в него, побив самый нижний (на данный момент) рекорд в 1,092,525 очков - главное предоставить replay файл для подтверждения. Верхняя же планка находится гораздо выше - 3,333,300 очков, заработанных на 353 уровнях - впечатляет? Есть к чему сремиться. Так что, бегом - всем качать, и ставить мировые рекорды во славу отчизны. Dismissed !

Последнее изменение Sun, 24 Jun 2018 автором Dimouse


Назад в раздел Old-games Diskmag 6