Black Moon Chronicles
Black Moon Chronicles
автор: Kreol
Жанр: RTS
Размер: 2 CD
Год выпуска: 1999
Что мы с вами знаем о французской компании под названием Cryo? Что первым
придёт в голову? Игроки с очень большим стажем наверняка вспомнят Dune, те, кто
помладше, улыбнутся благодарной улыбкой, вспоминая дилогию Dragon Lore, Lost
Eden и Dreams to Reality, а те, кто начал играть относительно недавно,
наоборот, скорее всего, презрительно сощурятся и отвернутся... Ещё бы - ведь
новое поколение, по крайней мере, в большинстве своём, привыкло слепо верить
"авторитетным изданиям". А в этих самых "изданиях" что самой этой компании,
что её играм даётся не очень лестная, мягко говоря, характеристика. Авторам
не нравятся сюжеты этих игр, не нравится их относительно большое количество,
не нравится "устаревшая" графика... Однако вряд ли кто-то из них прошёл хоть
одну из описываемых ими игр до конца.
Возможна ещё одна причина подобной "нелюбви" современных "профессионалов" к
играм данной компании: большинство их очень трудно запустить на современном
"железе".
Правы ли эти люди? Да. И нет.
Конечно, вряд ли какую-то игру Cryo, о каком бы жанре ни шла речь, можно
назвать "истинным шедевром", "совершившей революцию в жанре" и так далее.
Основной жанр игр от Cryo - квест, и надо признать, что ни один из этих
квестов не был тем, чем был в своё время, скажем, Grim Fandango. Их экшен
From Dusk Till Down, пожалуй, не так красив, как Unreal или Heavy Metal
F.A.K.K.2. И так далее.
Но есть одно "но". Компания Cryo, мир её праху, всей своей многолетней
работой показала потрясающий пример служения делу "олд-гейма" и заботы о
людях. В те времена, когда новые технологии медленно, но верно набирали силу, а
"железо" становилось всё мощнее, они всё равно не делали игр для компьютера
мощнее, чем Pentium II 500МГц. Кстати говоря, такая "заточенность" обернулась
затем против них, но речь здесь не об этом...
Помимо подобной "толерантности" в графике и прочем, игры от Cryo всегда
отличались потрясающей образовательной ценностью, и к своим "проектам" (хоть
и не поворачивается язык называть их так) компания предъявляла весьма
строгие научные требования. Egypt 1156 b.c., Egypt 2, Versailles 1685,
Versaillis 2, Arthur's Knights, Arthur's Knights 2, Aztecs, Pompei и многие
другие игры являлись своего рода историческими интерактивными энциклопедиями,
и юношество, на которое в первую очередь и были рассчитаны эти игры, могло,
не прибегая к "ненавистным" (для большинства, по крайней мере) учебников,
узнать много нового из жизни наших предков.
Но к фантастическим "проектам" у Cryo было отношение ничуть не "хуже" -
тогда марку держали строго. Поэтому и к каждой фантастической игре
составлялась обширнейшая энциклопедия с подробнейшим описанием. И читать
такую энциклопедию было потрясающе интересно. Как следствие - игровой мир
этих игр был чрезвычайно проработан, что тоже не могло не радовать.
Наконец, ещё одной характерной чертой практически каждой игры от Cryo была
её необычность и нестандартность - причём не в технологическом, а именно в
сюжетном плане. Да, они выпустили множество квестов, которые можно легко
объявить "Myst-клонами", но зато ни один из них не похож на другой и вообще
ни на что, а каждый сюжет достоин восхищения. С квестами от третьего лица -
то же самое.
Я упомянул о том, что основным жанром игр от Cryo был и оставался квест. Да,
это так, но были и другие жанры, в том числе - стратегии, и, само собой,
весьма и весьма необычные. Пожалуй, не было создано ни одной стратегии в
"чистом виде" - во всех них так или иначе присутствовали РПГ-элементы. В
качестве примера можно привести Saga: Rise of Vikings, Persian Wars и другие.
Об одной из таких стратегий - Black Moon Chronicles - мы и поговорим сегодня.
Итак, что же это такое? Формально - пошаговая стратегия с риалтаймовыми
элементами, основанная на комиксах одного французского автора - Lune Noire.
Комиксы эти, по слухам (по слухам, потому как у нас они не издавались, а
информацию больше взять негде) рассказывают о некоей планете (Чёрной Луне, надо
полагать), населённой самыми разнообразными существами - тут вам и драконы, и
эльфы, и гномы, и маги, и ещё чёрт знает кто. В общем, классический фэнтези-мир.
На первый взгляд. А на второй открывается страшная правда - неизвестность. Все
эти существа воюют друг с другом, но вот за что - неизвестно.
Не то что современным игрокам - даже игрокам того времени игра показалась
некрасивой. Псевдотрёхмерная частично "мультяшная" графика, мелко нарисованные
фигурки человечков и существ, многое другое... Потом, наоборот, был лёгкий шок.
Это когда увидели на карте сразу четыре тысячи этих самых фигурок, которые
двигались, да ещё с приемлемой скоростью, да ещё и на не самом крутом
компьютере даже для тех времён. "Человечки", кстати говоря, нарисованы, может,
и мелко, но вот анимированы превосходно, по крайней мере - не хуже, чем в Dune
2 или Warcraft 1. Конечно, скажете вы, это анахронизм для 1999 года, когда
вышла игра, но - Cryo на то и Cryo...
Сначала, когда только-только, в первый раз, запускаешь игру (если версия полная,
конечно) можно увидеть вступительный ролик со сражением. И можно очень
обрадоваться, ибо это действительно вещь. Красивая графика, тщательно
прорисованный ландшафт...
Ролик заканчивается. Начинается первая миссия - спасти какую-то деревню от
орков. И что же мы видим? Графика-то в игре, оказывается, отнюдь не та, что в
ролике! Видели горы? Забудьте. Едва ли в миссии будут намёки на неровности
ландшафта!.. Да и если даже будут - это особо нельзя использовать. Не стоит
вспоминать холмы и овраги из виденного вами раньше - здесь это вам не поможет
(но и не помешает). Да, можно залезть на холмик, если вы его найдёте, можно и
спуститься. Вот только это абсолютно ничего не изменит. Количество юнитов - вот
это да, это как и в ролике. Тут и десятки, и сотни, и тысячи. Но вот внешний
вид их...
Вероятно, увидев такое, многие избалованные новыми поделками игроки навсегда
забросят данную вещь. Ну что ж... А вот тем, кто по-настоящему любит старые
игры, я бы так поступать не советовал. Тут не в ландшафте дело... Тут есть
другие фишки. В общем, попробуйте сначала пройти первую миссию...
Расскажу немного об игровом процессе. Как уже отмечалось, Black Moon Chronicles
- не "чистая" стратегия, скорее - смесь множества жанров, где стратегический
элемент - основной, но далеко не единственный и даже не всегда главный.
Помните, я говорил, что в мире комиксов, по которым сделана игра, царит полная
неразбериха? Так вот, поскольку игра следует букве комикса точь-в-точь, то и
здесь она будет. Но решение найдено... Невозможно определить, кто хороший, а кто
плохой? Так давайте сыграем за всех подряд! И так и сделано. Здесь нет никакой
"идеологии", нет никакого выбора стороны - просто задания (кампания/миссии)
самого разного характера. Одну миссию играем за "тех" и боремся с "этими",
следующую - всё наоборот. Хорошо? Плохо? Не знаю... Но во всяком случае -
необычно.
"Виды" игры, как уже отмечалось, - на любой вкус. Тут вам будет и кампания, в
которой надо разобраться с перипетиями сюжета (но дело это отнюдь не благодарное
- я вот далеко не всё понял, хоть и честно пытался, так что лучше просто
внимательно читайте, что надо делать), и миссии, коих насчитывается два типа.
В первом типе миссий следует одержать победу имеющимися силами. И вы, и
противник получаете примерно равное количество юнитов и задание грамотно
распорядиться ими, чтобы ослабить противника настолько, насколько возможно, а
остальных заставить бежать с позором с поля боя (практически никогда невозможно
убить всех). Второй тип миссий - специальные - затрагивает различные временные
интервалы сюжетной линии комиксов. Так, в некоторых миссиях разбойники (отнюдь
не только люди), принадлежащие клану Чёрной Луны, терроризируют окрестные
деревни, уничтожая обитающих в них крестьян. Но уже в следующей миссии можно
остановить их набеги, выслав десяток-другой воинов, и понаблюдать, как они
сражаются между собой. Встречаются очень необычные задачки, когда нужно,
например, не уничтожить противника, а попытаться выбраться по возможности живым
с места боя - такие миссии обычно наиболее сложны и заставляют вспомнить Myth.
В кампаниях Black Moon Chronicles надо в пошаговом режиме перемещаться с
помощью особого символа по клеточкам большой карты и либо нападать на противника
самому, либо дожидаться его появления. Так как к довольно большому списку
обязательных миссий стоит добавить промежуточные, то в итоге можно получить
если не бесконечную, то очень продолжительную игру.
К тому же придётся выполнять поручения правителей (без них, увы, никак - они и
здесь есть). Они не всегда к месту, и может даже случиться, что очередное
задание вызовет множество проблем, но зато всегда интересно узнать, что
придумает какой-нибудь король в следующий раз. А он придумает, можно не
сомневаться. Слишком уж велика ненависть воюющих сторон друг к другу ("почему?"
тщетно спрашивал я себя, но так и не нашёл ответа...)
В кампаниях, помимо сражений, придётся заниматься и традиционными для RTS
постройками и увеличением численности армии (это не очень сложно). Да, юнитов
обычно довольно много, да, они лезут в бой сами, нисколько не заботясь о себе,
и умирают пачками, но зато как приятно и спокойно знать, что "дома", "в тылу",
народилось ещё множество, да и на поле боя резервы ещё имеются. Просто? Отнюдь.
С каждым очередным сражением Black Moon Chronicles становится сложнее,
интереснее, зрелищнее и буквально расцветает.
Black Moon может похвастаться огромнейшей и интереснейшей встроенной
энциклопедией по планете "Чёрной Луны", знакомя со всякого рода живностью,
нечистью и людьми, которые тоже далеко не однородны. Всем этим вам придётся
управлять. Правда, энциклопедия имеет очень небольшое отношение к игре именно
применительно к каким-либо характеристикам юнитов (хоть сами они в игре и есть)
и демонстрирует, в основном, умения художников и дизайнеров Cryo, создающих
новые разновидности живых существ. Так что вернемся к миссиям, хоть я и
настоятельно рекомендую вам почитать сие чудо - узнаете много нового.
Миссии протекают интересно, это факт. Начнём хотя бы с того, что в Black Moon
Chronicles почти (но не совсем) отсутствуют даже намёки на искусственный
интеллект, но это не делает игру простой, наоборот - ведь намёков нет не только
у противника, но и у ваших юнитов. Приходится руководить буквально каждым
юнитом (а в сражении их может быть до четырёх тысяч!), поскольку существа могут
запросто стоять в трёх шагах от места сражения и наблюдать, как противник
уничтожает "друзей", и при этом даже не пошевелить пальцем для их спасения. В
сражениях же группа воинов будет тупо стоять на одном месте, совершенно не
ощущая, как магические удары уносят жизни одного солдата за другим. Примерно то
же самое происходит и с воинами противника - они мрут, как мухи, - правда, в
такой ситуации у компьютера имеется единственное небольшое преимущество, один
из немногих элементов AI в игре: он (компьютер) всегда успевает отдать команду
отступления или, наоборот, нападения зазевавшемуся отряду. По таким же причинам
одну ту же миссию можно проходить неоднократно с начала до конца - мало не
покажется. Игроку приходится изрядно повертеться на карте и повертеть мышкой,
чтобы донести приказ до всех воинов, имеющих обыкновение разбредаться по всей
карте.
Военный отряд - ваш или противника - нередко комплектуется неким подобием
Полководца, который непосредственно участвует в битве и, надо признаться, очень
силён. Его огненный меч или магические заклинания особого рода уничтожают
противников десятками. Даже иногда не успеваешь заметить, как только что в этом
самом месте находился отряд как минимум из десяти-пятнадцати существ, а уже в
следующую минуту - появилась горстка трупов, среди которых вполне могут
оказаться и ваши собственные воины. Что поделаешь? Сила и Магия Полководца в
Black Moon Chronicles не разбирает, кто свой, а кто чужой. Хотя по-другому и не
сделаешь. Победа будет в кармане, если удастся уничтожить всех противников до
последнего, даже ценой гибели собственных отрядов. Впрочем, нет. Всех уничтожить
всё равно практически точно не получится, я об этом уже говорил. Кто-нибудь из
воинов противника наверняка успеет убежать с поля боя. Если он сделает это
вовремя, то уцелеет и, быть может, спустя некоторое время придёт в себя и
продолжит ратные подвиги. Хотя частенько за убегающими устремляются несколько
юнитов противника (очень редко, но бывает, причём и за вашими войсками - тоже).
Причём преследуют только особые юниты: например, всадники со стороны Света,
отличающиеся поразительной подвижностью, и гигантские тролли, тёмные, способные
одним ударом снести голову. Неприятны и прочие разновидности преследователей.
Да и вообще сама ситуация бегства с поля боя тоже не очень приятна, причём не
важно, в роли кого находитесь вы - преследуемого или преследователя (но второе,
конечно, лучше).
Другая причина неудачно проведённого сражения заключается в том, что полководца
могут уничтожить - он хоть и очень силён, но отнюдь не бессмертен. Это очень
нежелательное явление и его, по возможности следует избегать. Как? Смотря что
за опасность. Например, иногда необходимо вовремя убежать от опасности в виде
гигантских улиток (а может, это и черепахи, но они такие же медлительные),
наползающих на отряды и вдавливающих их в землю, или чего-то посущественнее -
допустим, ангелов, летающих на каких-то то ли драконах, то ли летательных
аппаратах и прицельно бьющих с воздуха по юнитам, - такие противники не по
зубам даже Полководцу. Убежав, следует вспомнить магические умения и исцелиться.
Вообще, магия в Black Moon Chronicles играет чуть ли не ключевую роль. Помимо
уже упомянутых исцеляющих заклинаний, в арсенал магов включены как боевые, так
и защитные заклинания. Наверное, по сравнению с ролевыми играми, в частности
теми же Аллодами, не говоря уже о "классических" РПГ, в Black Moon Chronicles
(все-таки игра, как уже неоднократно отмечалось, не "чистокровна" и имеет лишь
несколько примесей ролевых элементов) количество заклинаний невелико, но зато
они и эффективны в борьбе с противником, и эффектно смотрятся. В самый разгар
боя экран постоянно озаряется вспышками света, какими-то световыми столпами,
падающими прямо с неба, замораживающими и сжигающими заклинаниями, заклинаниями
для вызова элементалов, которые в Black Moon Chronicles - ещё не самая могучая
сила.
Пренебрегать магией никогда не стоит. Существует куча возможностей применить её
на тупом противнике. Так, из-за того, что ни один солдат не заботится о
собственной жизни, можно выставить магическую защиту по одну сторону моста и
дождаться, пока через него повалит противник, а он, благодаря своему
"выдающемуся" интеллекту, стремящемуся к нулевой отметке, обязательно повалит.
А в итоге как минимум половина отряда противника не сможет пересечь мост. Вот и
славно - меньше забот! Остальных же ждут сюрпризы в виде лучников, драконов,
троллей, рыцарей - смотря за кого вы играете. Они уничтожают противника и
повышают свои боевые качества. Вот и ещё один РПГ-элемент (первый был в виде
полководца).
Музыка, в отличие от "плоской" графики игры, отвечает формальным "требованиям"
1999 года. Поэтому даже если сделать погромче, то топот, рёв, удары оружия и
пробивающаяся через весь этот гам музыка не покажутся чрезмерно назойливыми...
А что вы скажете на отсутствие средств для сохранения игры посреди миссии?
Плохо? Правильно ли это? Для классических RTS неправильно, а для Black Moon
Chronicles это и хорошо, и правильно. Так и должно быть. Вряд ли ваши
собственные вычислительные способности и реакция настолько велики, чтобы суметь
распорядиться всеми четырьмя тысячами противниками и как-то существенно изменить
ход сражения, заданный с самого начала (не обижайтесь, но сужу по себе:), так
что пусть уж идут, куда шли, и делают, что делали. А нам, игрокам, остаётся
лишь взирать на всё это с огромной высоты и вносить лишь самые незначительные
поправки...
Что ж, вот такая она - игра Black Moon Chronicles. Местами увлекательная,
красочная, местами и в чём-то для кого-то - и паршивая. Интереснейший сюжет и
слабая (чего уж душой кривить, да ещё по сравнению с задумкой) реализация -
подобное сочетание сейчас встречается в игровом мире на каждом шагу, бывало оно
и раньше. Но стратегии, сделанные по мотивам комиксов, - нестандартное решение,
это уж точно. И если вы - поклонник стратегий, то играть следует не переставая.
В том числе и в Black Moon Chronicles.
Что сказать в заключение? Это неплохая игра. Непонятая, неоценённая (в чём-то,
возможно, и справедливо), незаслуженно забытая, выброшенная, фактически, на
обочину истории. Но не плохая. Да, графика в ней стара, стара и для своего
времени. Да, в ней можно найти уйму "недостатков". Но эта игра - один из
ярчайших примеров Игры с большой буквы, памятника тем временам, когда деньги
ещё решали не всё, а игры старались делать необычными и интересными. И уж
необычной и потрясающе интересной Black Moon Chronicles точно получилась.
Поэтому - удачи вам, полководцы Чёрной Луны!
Последнее изменение Sun, 24 Jun 2018 автором Dimouse
Назад в раздел Old-games Diskmag 6