О логике и "Tiny Skweeks"

О логике и "Tiny Skweeks"

автор: Panas

Фирма: Atreid Concept SA/Loriciels
Жанр: Logic
Размер: 800 kb
Год выпуска: 1992


Слова "логика" и "ложь", как мне кажется, однокоренные и это многое объясняет. Бог Кришна, как учит индуизм, иррационален, то есть не поддается логическому объяснению, хотя является "причиной всех причин", изначальным A в утверждении "если A то B", и в этом уже, по-моему, сокрыто противоречие... Для многих слово "логика" и утверждение "если A то B" одно и тоже и я знаю многих, которые в этом убеждены. Люди знакомые со школьной математикой чуть серьезнее вспоминают, что есть утверждение "если B то A", но часто забывают что первое и второе утверждения не всегда совместимы и применяют оба высказывания одновременно. Возникает порочное кольцо, заблуждение и самообман, но незамеченные вовремя они приводят к рассуждениям с "хитрецой", которые после изучения более искушенными логиками могут приниматься за правду. Впрочем, логика сама по себе пестрит противоречиями. Вспомним хотя бы знаменитый парадокс лжеца, утверждающего "Я лгу!" (Если он лжет, то он говорит правду и если он говорит правду, то он лжет)

Еще один менее известный парадокс - парадокс обреченного на казнь из книг Мартина Гарднера. Судья прочитал приговор обреченному, что его казнят на следующей неделе ровно в полдень и так, что он не будет знать в какой день. Вернувшись в камеру приговоренный к казни рассказывает все товарищу по камере, и тот успокаивает его - приговор нельзя выполнить. "Последний день недели - суббота (действие происходит в Америке) и тебя не могут казнить в субботу, ибо в пятницу ты будешь об этом знать. Значит, последний день когда тебя могу казнить - пятница, но в четверг ты будешь об этом знать, тебя не смогут казнить в четверг - ты будешь знать об этом в среду и так далее...". (Эти рассуждения похожи на метод спуска, изобретенного Ферма для доказательства его знаменитой теоремы при малых n). Заключенного все же казнили в середине недели, в какой день я не знаю сам.

В старших классах школы человек знакомится с более изощренной логикой - доказательством методом математической индукции. И сразу возникает вопрос с чего начинать: с единицы, двойки или тройки - я сам спорил с одним преподавателем на эту тему по молодости на первом курсе обучения в университете. Вопрос не так прост - человек одинок или всегда существовало общество? Отвечу на это так - бесконечности бывают разными...

Еще одно проявление логики. С формулой "если A то B" мы уже знакомы, а вот с формулой "то B, если A" еще нет. Следствие опережает причину! Людям, не сталкивавшимся с этим, трудно в это поверить, но я уверяю, что это возможно. Читайте Стругацких "Понедельник начинается в субботу". Могу от себя только добавить, что эта логика может привести к более серьезным противоречиям чем предыдущие. Единственный выход - подождать пока наступит причина. Что виновато в том, что подвыпивший алкоголик упал со стула - бутерброд, который он только что съел, или все-таки ранее выпитая водка? Чтобы было понятнее, о чем я говорю, прочитайте словесный каламбур двух ковбоев:
- Джо, зачем ты его убил?
- Его убила пуля, я только нажал на курок.

Когда изучаешь математику в школе и в ВУЗе привыкаешь к мысли, что математические теории непогрешимы, и только когда начинаешь создавать что-то свое, понимаешь как это неправильно. И все же, наблюдая, как гармонична окружающая нас природа (одно из самых серьезных "доказательств" существования Бога), веришь, что мы еще очень мало знаем и только возможность создания новых вооружений не дает нашей науке благопристойно развиваться.

Работа математика похожа на движение взгляда по веточкам дерева и, хорошо, если он при этом помнит о корнях (вспомните виноградную лозу Христа из Библии), похожа на полет стаи птиц, но легко представить себе разговор двух, например, собак (я взял этих умных животных потому, что у меня помощник в Word'е - собака, да и сейчас, насколько я помню, год огненной собаки):
- Скажите, Вы никогда не летали?
- Да, я Вас понимаю!!!

И все же логика в природе есть! Не только в природе, но и в поведении людей. Но прежде чем делать "добро" кому-то попытайтесь разобраться в мотивациях его поведения. Есть логика и в игре "Tiny Skweeks", о которой меня попросил рассказать Dimouse. "Tiny", как все хорошо знают, означает небольшой, маленький, а что такое "Skweeks" я долго искал в словарях, но не нашел. Поэтому я их буду называть Маленькие Сквики, или просто Сквики. На сайте, с которого я скачивал игру, Сквики сравнивают с шоколадками M&M's, но последние как мне кажется добродушны (посмотрите рекламу этого шоколада), а Сквики угрожают, правда, я не понял, кому, хотя это только в начале игры с течением времени характер их меняется. Вы сможете с ними пройти и по кладбищу, и по зеленой лужайке, и по пустыне и т. п. Они, как и шоколадки в рекламе, живые - очень переживают, если их неосторожно ведешь и ударяешь о препятствия, испытывают удовольствие, когда их ставишь на свое место...

В игре нет описания правил - вместо этого она начинается учебными уровнями, из которых легко понять, что делать. Нужно просто провести сквиков сквозь незатейливые лабиринты, собрав по дороге пищу и драгоценности (часы, например, добавляют время игры, сердечко - жизнь и т. п.), и поставить каждого на свое место. С течением времени вы познакомитесь с возможностью использования, например, телепортов. Сквики разноцветны и места назначения отвечают их цветам, иногда сквиков одного цвета несколько в лабиринте, но это лишь усложняет задачу. Беда в том, что Сквики ходят от края до края, от препятствия к препятствию (здесь стоит сказать, что препятствия бывают преодолимыми, как, например, лужа, и непреодолимыми, как, например, пальма) и не могут остановиться где-то посередине пути. Игра чем-то мне напомнила Digger и Sokoban, но конечно это совсем другая игра! Приходится поломать голову, прежде чем догадаешься, как провести Сквиков. Иногда не хватает времени - каждый уровень рассчитан на определенный промежуток времени, кроме того, у Сквиков свое количество жизней и после истечения их лимита игру надо начинать сначала!

Спасает то, что на каждый уровень возвращаешься автоматически, а при новом запуске игры достаточно ввести пароль (для каждого уровня он свой) и попадешь на тот уровень игры, который соответствует этому паролю (пароль, конечно, нужно при выходе из игры запомнить). Игра написана под DOS, но неплохо идет в Windows 98 SE и Windows XP, правда в последнем мне пришлось отключить звук - возможно, это только из-за моего компьютера. Чтобы запустить игру надо просто запустить файл Vga.exe, предварительно настроив ее файлом setup.exe. Здесь есть и soundblaster и встроенный динамик, и возможность включения и выключения музыки, и возможность выбора управляющих клавиш, хотя все можно оставить по умолчанию.

Имеются горячие клавиши
Ctrl + F1 - ввод пасворда;
Ctrl + F3 - вход в паузу и выход из нее;
Ctrl + F5 - использование джойстика;
Ctrl + F12 - переход на следующий уровень

Есть к этой игре и чит-коды:


Бесконечные жизни               Бесконечное время
VGA.EXE                         VGA.EXE
0000266F: FE 90                 00007FBB: FE 90
00002670: 0E 90                 00007FBC: 0E 90
00002671: E1 90                 00007FBD: 59 90
00002672: 14 90                 00007FBE: 17 90
Я ими не пользовался, так как нашел более удобный способ Ctrl + F12 передвигаться по игре, но мне кажется, что для их использования лучше воспользоваться FAR'ом. Логика хоть и есть в жизни, обычный человек не думает о ней, а просто говорит и действует (я сужу по себе и моим близким). Я математик, но устаю когда слишком много логики, особенно однообразной, и, хотя долго искал выход из программы "Tiny Skweeks", был очень рад, когда его нашел - Ctrl + F10.

Последнее изменение Sun, 24 Jun 2018 автором Dimouse


Назад в раздел Old-games Diskmag 5