Jagged Alliance 2, или к победе шаг за шагом
Jagged Alliance 2, или к победе шаг за шагом
автор: Калабухов Александр (kavlad)
Жанр: Adventure
Размер: 1 CD
Год выпуска: 1999
В игровой истории PC не так много игр, вызвавших большой отклик в душах игроков, не так много сиквелов, превзошедших своих предков, не так много незаконченных проектов, снискавших славу. На заре индустрии хитами становились новые жанры, новые открытия в геймплее. Но скоро их сменили хиты технологий (кто не знает про Дум и Квейк? 3D action есть даже в тогдашнем Excel'е). А за ними на сцену пришли хиты-коктейли, собиравшие в одну коробку несколько жанров. Jagged Alliance относится к последним.
Игра совместила в себе РПГ, тактический симулятор и экономическую стратегию. По тем временам это казалось невероятным! Игре сопутствовал успех, и она переросла в серию (чуть было не погибшую трудами менеджеров и маркетологов).

От себя могу добавить, что ни одна другая игра не занимала мое внимание в течение четырех лет. Разве только пасьянс "Косынка".

Поклонники серии с нетерпением ждали появления продолжения. Однако, разработчики - компания Sir-Tech, оказались в тяжелом финансовом положении. Велась одновременная разработка двух очень крупных проектов - Wizardry 8 и Jagged Alliance 2. В итоге руководство "зарубило" почти готовый JA2 в пользу Wizardry, и все силы были отданы последнему. Вот только проблем это не решило. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию работы над JA2 были спешно возобновлены. В итоге на рынок был выброшен недоделанный продукт.
В релизе игры были задушены многие интересные идеи. Например, планировалось дать возможность переодевать наемников в гражданскую одежду. Так они могли входить на вражескую территорию не поднимая шума, выполнять квесты и т.п. Из игры исчезла многие другие фичи, связанные с этой возможностью, - железная дорога, лимузин. Из транспорта мы не увидели также джип, фургон и армейский грузовик. Не был реализован огонь, т.е. частично разрушаемые здания, деревья и т.п. Еще в игре планировались вражеские БМП. Но, увы и ах. Не были доделаны некоторые предметы - огнемет, световые и звуковые мины. В файлах ресурсов игры есть данные по этим предметам, но в игре они не доступны. Там же есть портреты NPC, которых нет в игре. А некоторые "оставшиеся" NPC стали абсолютно бесполезны. И на десерт - в ресурсах есть анимация робота! Неизвестно для чего. И, не смотря на все эти "казусы", игра получилась великолепной!


Тут терпение Чевалдори лопнуло. В результате вам ставится задача укокошить узурпаторшу, провести выборы Энрико и организовать прочие всенародные ликования. С этого момента судьба страны находится в ваших руках!
Начинается игра с экрана настройки. Кроме стандартных опций вроде уровня сложности (он влияет только на размер пожертвований от Чивалдори), есть пара интересных моментов. Первое - выбор оружия. Можно минимизировать количество типов стволов в игре (ИМХО, игра от этого теряет). А можно выбрать все многообразие современного (и не очень) оружия. Второе - фантастический и реалистичный сценарии. Фантастический режим отличается наличием дополнительного квеста (т.е. горой экспы и прокачанными мерками). Вам придется одолеть мутантов - порождение преступных опытов Дейдранны. А заодно спасти себя от банкротства ;) Любители лазить по подземельям в поисках острых ощущений могут смело выбрать фантастику.


Автоматическое оружие - Наемник прекрасно владеет автоматами и пулеметами. Очереди ложатся "в одну точку", нанося противнику огромные повреждения.
Тяжелое оружие - А это признак специалиста по артиллерии :) Мерк будет не глядя через весь сектор попадать в муху из тяжелых пулеметов, РПГ и миномета (его и поднять-то не каждый сможет).
Метание ножа - Что может быть надежнее ножа? Только лом (см. "Плечём к плечу"). В паре с "ночкой" делает из мерка настоящего ниндзя - незаметного и неотвратимого.
Броски - Броски не последний по значимости перк. Удачно брошенный камень бесшумно решит проблему, а гранат боятся даже танки.
Обучение - Великий гуру и учитель! Такой мерк может запросто из последнего двоишника вырастить нового Энштейна. Используется умение мало и на то есть веские причины.
Скрытный - Главный навык для командос. Не издавай шума и враг никогда не узнает о твоем присутствии! Зачем точно стрелять, когда можно подползти и не целясь в упор всадить очередь в голову. А если в руках автомат с глушителем, то можно спокойно отправляться за следующим скальпом.
Электроника - Хороший электронщик может пригодиться в команде. Во-первых, он легко чинит оборудование со сложной полупроводниковой начинкой - приборы ночного видения, лазерные целеуказатели и миноискатели. Во-вторых, он же может обезвреживать сигнализации и электроловушки на дверях.
Работа с отмычкой - Медвежатник просто необходим. Без него не добраться до барахлишка, припрятанного в сундуках и сейфах. А потом всю оставшуюся жизнь по ночам будет приходить жаба и душить, душить...
Военное искусство - Кривой перевод буковских толмачей. Martial arts - Боевые искусства! Ушу, кунг-фу, карате-до и дзю-после. Хороший навык для "тихих" боев. Плюс способ хорошо прокачать силу, ловкость и подвижность.
Плечом к плечу - Еще один перл переводчиков (hand-to-hand). Бокс, традиционная рукопашка. Почти полностью аналогична "Военному искусству", только выглядит менее эффектно. Позволяет очень успешно применять ножи и тупые твердые предметы, т.е. лом и кастеты.
Ночные операции - "Ночка". Один из самых полезных перков в игре. Мерк с таким навыком дальше видит в темноте. Пока противник вглядывается в кромешную тьму и трет сонные глаза руками, мы успеваем хорошенько прицелиться.
Стрельба с крыши - Снайпер стреляет точнее и дальше, чем обычный боец. Особенно с крыш.
Очень проворный - Стрельба с двух рук. Мерк без этого навыка тоже может палить из двух стволов, но вот попасть - вряд ли. Такие наемники полезны в начале игры, пока не появилось мощного и дальнобойного оружия.
Маскировка - Это редкий перк. Замаскированного наемника невозможно разглядеть среди кустов и травы. Соответственно, смерть навестит врага в самый неожиданный момент (и, скорее всего, сзади). Точно такой же эффект дает применение камуфляжа, но камуфляж стирается под воздействием времени и воды.

Каждый наемник по-своему уникален - портрет, озвучка, набор фраз. Естественно, у каждого из них свой набор параметров - здоровье, уровень и т.п. Нанятый мерк приедет не с пустыми руками. С арсеналом можно ознакомиться при заключении контракта. У опытных наемников оружие лучше. У начинающих - всего-навсего пистолеты, может не быть даже простенького бронежилета. Зато и цена услуг различается в разы. Крутяшку ваш бюджет может не потянуть. Оплата происходит при найме и зависит от длительности контракта. В целом, чем больше срок, тем дешевле обходится мерк. С повышением уровня наемники начинают требовать все больше и больше денег. Но в любом случае, Бык прокачанный до 10 уровня будет стоить гораздо дешевле первых лиц AIM - Гаса, Лысого, Ивана и пр. Кстати, отмечу отдельно одного мерка - вояку по кличке Тень. Он единственный, кто имеет перк "Маскировка". Идеальный солдат для диверсионной войны - может подкрасться вплотную к противнику и убить точным выстрелом или броском ножа в голову. Некоторые мерки не будут доступны для найма - они заняты в других операциях AIM. При этом они могут и погибнуть. На ваш ноутбук придет соответствующее электронное письмо.

Итак, команда в сборе. Теперь заброска в terra incognita. Высадка из вертолета происходит в Омерте - городе повстанцев, уничтоженном карательной операцией королевских войск. И сразу же в первый бой! Сразу же после боя надо исполнять обязательный квест - передавать письмо Мигелю. Путешествие начинается!

После зачистки одного сектора можно перейти в другой. Это можно сделать двумя способами - подвести мерка к краю и выбрать в появившемся окне опции перехода или перейти на стратегическую карту и указать отряду точку назначения. Стратегическая карта показывает всю страну целиком. На ней можно узнать расположение городов, мерков, некоторых врагов и еще массу полезной информации. Большую часть игры ваши мерки будут заниматься захватом городов. Можно, конечно, сразу пробраться в столицу и попытаться пробиться к Дейдранне, но, боюсь, это непосильная задача. В столице сосредоточены лучшие войска, танки, территория усеяна минами. Поэтому начать лучше с мест проще и полезнее. В городах в основном сосредоточены все неписи, которые с радостью пообщаются с вами, дадут пару квестов или продадут что-нибудь (бес)полезное.
Как уже говорилось, первым городом окажется Омерта. В ней необходимо будет разыскать выживших повстанцев. А уж дальше они найдут куда вас послать. Заодно щедрый Кордона предложит халявного бойца - Айру. Она не супербоец, но к концу игры запросто им станет. Вторым городом обычно бывает Драссен - город с гражданским аэропортом. Здесь можно выполнить пару квестов. А аэропорт окажется полезен в начале игры, как место доставки товаров. Товаров? Да, товаров. Несмотря ни на что, через интернет можно заказать уйму полезного, от аптечек и патронов до какого-нибудь подержанного дробовика. Правда, воруют в аэропорту, как на одесском Привозе. Придется решать эту проблему ;)

Омерта - разрушенное пристанище повстанцев. Ничего интересного кроме подвала с этими самыми партизанами и мусора на улицах.
Драссен - город с аэропортом, центр доставки товаров и база для вашего вертолета. Правда, вертолетчика надо еще найти. Из интересного есть еще шахта, швейная фабрика, церковь и два бара. В барах можно встретить местных жителей, блуждающих по городам страны. Они дают задания и торгуют всякой всячиной.
Камбрия. Самое полезное место - это госпиталь. Если удастся уломать врачей, то они будут лечить раненых наемников. В госпитале лечение проходит гораздо быстрее, чем в полевых условиях. Есть еще ремонтная мастерская, но не очень полезная.
Читзена. Город-музей. Примечателен своими доисторическими руинами. Ну и шахтой опять же :)

Грам - промышленный центр Арулько. Сплошные цеха и склады. Соответственно, мощная охрана. Из полезностей - две ремонтных мастерских и шахта.
Альма - военный городок. Здесь располагается академия и шахта.
Балайм. Находится на побережье и населен местной элитой. Ничего интересного кроме музея. В пригороде находится бензоколонка. Хозяин согласится продать вам "Хаммер" по сходной цене.
Медуна - столица. Здесь Дейдранна, второй аэропорт, танки и куча спецназа.

Арсенал доступный в игре очень велик - ножи, кастеты, пистолеты, автоматы, снайперские винтовки, пулеметы, гранаты и даже футуристическая ракетная винтовка. Каждый ствол имеет свое применение. Снайперки дальше стреляют, пистолет можно снабдить глушителем. Основных характеристик две - дальность стрельбы и наносимые повреждения. Чем больше дальность - тем лучше, т.к. за пределами дальности попасть в цель практически невозможно. Кроме того, оружие постепенно выходит из строя и заклинивает. Некоторые экземпляры легко ремонтировать, другие сложнее. Другой важный параметр любого ствола - расход AP на выстрел или скорострельность. Приятно сделать за один ход 4-5 выстрелов, но такие экземпляры - редкость :) Появляются они ближе к концу игры - FN FAL, С-7 и прочие прелести. Ваши бойцы обязательно сообщат, если получат в руки что-нибудь стоящее. Все стволы можно разделить на группы:

Это пистолеты и SMG. Применяются в основном в начале игры за неимением лучшего. Дальность стрельбы у них маленькая, скорострельность средняя, повреждения низкие. Зато на них можно ставить глушитель. Благодаря глушителю, SMG можно таскать с собой до самого конца, применяя как ночное бесшумное оружие, т.к. ни одна каска не спасет от очереди в голову в упор:)
- большие:
Автоматы, винтовки, дробовики. Самое массовое оружие. Дальность стрельбы большая и средняя, скорострельность - разная, повреждения средние и высокие. Среди винтовок особенно выделяются снайперские. Дальность стрельбы у них умопомрачительная, точность тоже. Вот только скорострельность никакая - один ход - один выстрел, и очень тяжелые.
- тяжелые:
Пулеметы, гранатометы, минометы. Пулеметы дают длинную очередь, разнося врагов в клочья. Оружие хорошее, но тяжелое. Гранатомет в игре только один - знаменитый M-79. Прекрасно подходит для уничтожения скоплений живой силы противника. Миномет - то же, что и гранатомет, только больше, дальше и сильнее! Одно из лучших средств против танков и перхоти :)
Оружие в игре обладает одной классной возможностью. На него можно навешивать дополнительно оборудование. Оптический и лазерный прицелы, сошки для стрельбы лежа и самопальные причендалы значительно улучшают параметры пушек. Такой апгрейд требует развитой характеристики "Механика". Кроме огнестрельного оружия в игре есть много чего интересного - мины, базуки, разнообразная взрывчатка. Выбор экипировки бойцов тоже велик - каски, бронежилеты и поножи трех видов, миноискатели, приборы ночного видения, камуфляж, осветительные ракеты, соль и спички - все что поможет выжить в агрессивной тропической среде.

Здоровье. Оно и в Африке здоровье. Чем его больше - тем лучше. Если его нет, значит персонаж помер. Максимум здоровья, как и любого другого параметра - 100. Влияет на максимальный вес переносимых предметов. И вообще, влияет на все. Если мерк ранен, здоровье неполное, то все остальные параметры понижаются на величину ранения. Потерянное здоровье восстанавливается само собой, но очень медленно.
Сила. Тоже очевидный параметр. Сильный перс сможет больше таскать, сильнее бить противников и дальше бросать гранаты. Помогает также в выбивании и взломе дверей.
Ловкость. Одна из самых важных характеристик. Влияет практически на все действия персонажа - на стрельбу, на бесшумность движения, на перевязку ран, на ремонт вещей и т.д. Ловкий персонаж делает все лучше.
Подвижность. Подвижность отвечает за рост AP. Это своего рода аналог выносливости. У подвижного перса энергия будет быстро восстанавливаться.
Мудрость. Способность обучаться. Чем выше мудрость, тем быстрее будут расти остальные параметры, быстрее будет идти прокачка. Влияет еще на обнаружение мин и ловушек.
Лидерство. Это харизма :) Помогает общаться с NPC и быстрее тренировать ополчение.
Меткость. Думаю, не требует пояснений.
Медицина. Перевязка ран и лечение тяжело раненых. Чем выше медицина, тем быстрее наемник лечит своих пациентов и меньше расходует лекарств.
Механика. Медицина для вещей :) Вещички портятся при использовании. Механик может привести их в надлежащий вид. Кроме того, влияет на использование отмычек. Прокаченная механика позволяет конструировать свои собственные устройства - знаменитый детектор движения и прибамбасы для стволов.
Взрывчатка. Знания о взрывчатых веществах, минах и их обезвреживании. Взрывник не взлетит на воздух во время установки "подарка" для врага :)

Но все эти продолжения были выполнены на седовласом движке Jagged Alliance 2. А о новых разработках ничего слышно не было. И вот помурыжив общественность положенное время Strategy First объявила о разработке Jagged Alliance 3D и Jagged Alliance 3. Их разработкой занимается российская компания "MiST land - South". Будем надеяться на успех разработчиков!
Официальный сайт Jagged Alliance 2
http://www.jaggedalliance2.com/
Официальный сайт Jagged Alliance 2 Unfinished Business
http://www.jaggedalliance2.com/unfinishedbusiness/
Mist land - South. Разработчик новой версии игры.
http://www.mistland.com/projects.php?project_id=2
A.I.M. Лучший русскоязычный ресурс по JA. Активный форум, статьи, софт. Место обитания разработчиков лучших русских модов к JA - Shady Jobs и NightOps.
http://www.ja2.ru/
Миры Jagged Alliance. Сайт JaFall Team - разработчиков мода JA2 во вселенной Fallout. Статьи по модостроению, софт и пр.
http://www.ja2.org/
Вольный стрелок. Хороший, но мертвый ресурс
http://www.freelancer.ag.ru/
Мир Jagged Alliance.
http://www.geocities.com/jaworld2000/
Руководство по Jagged Alliance.
http://ja-2.narod.ru/
Моей жене за терпение и исправление ошибок :)
Редакции журнала OldGames.ru за пряники и кнуты ;)
Форумчанам ja.ru - Strax'у, Ecros'у, Дмитрию Костенко, Clayman'у и Юлии - за скриншоты.
Последнее изменение Sat, 23 Jun 2018 автором Dimouse
Назад в раздел Old-games Diskmag 4