О Го и не только...
О Го и не только...
автор: Panas
Бог сотворил человека по образу своему - мужчину и женщину. Но человек согрешил,
попробовав яблоко добра и зла и Бог проклял человека, обрекши всех его потомков,
то есть все человечество пожинать плоды добра и зла. Хам рассмеялся над пьяным
отцом Ноем, и Ной проклял старшего сына Хама Ханаана, не в силах более наказать
Хама. Но давайте посмотрим, что из этого вышло. Потомки Ханаана основали самое
древнее государство - Египет. Египетские пирамиды стоят до сих пор, египетских
фараонов знают почти всех и сейчас. Я не о истории, просто пирамида - решение
(одно из решений) хорошо известной в математике и физике проблемы трех тел. Я
не буду формулировать эту проблему, я просто констатирую факт. Египтяне не
знали доказательства теоремы Пифагора, но применяли ее на практике. Многие
свойства чисел (тогда еще не было арабской записи чисел) стали известными в
Египте. Можно подойти к этому материалистически - и сказать, что талантливый
египетский народ путем опыта открыл эти законы, но мне кажется, что Боги,
которым поклонялись в Египте, магически перенесли эти законы на Землю со своих
божественных планет. Это было совсем не просто!!! - Проклятия египетских
фараонов известны до сих пор, я уже не говорю о бедственном положении рабов...
Ханаан был проклят, но проклятие дало развитие, любое развитие требует борьбы
добра и зла. Это библейский пример. Но наличие в Библии Апокалипсиса приводит
нашу Землю к постоянному гегелевскому развитию, с начала нашей эры. А значит,
постоянно требует проклятых, которых мы даже не знаем. То, о чем все у нас
сейчас говорят - Новейшая история - с этой точки зрения: гражданская война -
отцы проклинают сыновей, брат идет на брата. Европа страдает тоже, но меньше.
Америка развивается. Развивается и СССР, и Европа. Новый виток Апокалипсиса -
Великая Отечественная Война. Сколько проклятий принесла она - не знает никто до
сих пор. Но развитие после нее необычайно: пример, хотя бы - японское "чудо".
Вы спросите: для чего я это пишу, причем тут игры? Погодите, вначале о более
близком ко мне - логике и математике. Развитие этих наук в 20-том веке огромно.
Правда, индуизм считает часто логику спекуляцией ума. Мир, построенный на
логике хрупок, но, пожалуй, нет другого пути от хаоса к порядку. И индийцы
мудры - они знают, что такое жемчуг и золото, они знают, что христиане способны
отличить "зерна от плевел". И зерна, посаженные в землю дают всходы и новые
зерна. Примером математической жемчужины может служить теория двойственности
Понтрягина, и эта теория достойна быть философией жизни, с топологическими
поправками. Для тех, кто не верит, что математика - философия жизни, пусть
посмотрит кругом и увидит, сколько рядом геометрических объектов.
Сейчас еще один виток апокалипсиса. Поиск духовного "Я" человека, развитие
программирования и возникновение нетривиальных компьютерных игр. Они тоже
становятся философией, философией не для всех - для избранных. Впрочем, это не
ново. Вспомним шахматы в СССР. Вспомним польский карточный Бридж. Для кого я
это пишу - для тех "проклятых", кто пытается создать что-то новое в науке, в
программировании, кто еще пытается разобраться в собственных неудачах, в том
числе я пишу и для себя! Просто хочется верить, что человек не только кусок
секса (кто не знаком со мной - я страстный поклонник Фрейда и Карла Маркса),
что он не станет секс-машиной, или устройством для воспроизведения себе
подобных, или "простейшим" для пожирания пищи, чтобы было понятно, что когда
Христа просят о хлебе насущном его просят и о духовной пище - не просто "хлеба
и зрелищ" как кричали древние, а добротной духовной пище. Единственное, что
нужно помнить - эту пищу, как и обычную нужно употреблять умеренно, не
"переедать". Просто хочется верить, что человечество найдет сублимацию, которая
станет основой жизни... Впрочем, у каждого свой рай и я слишком наивен...
Для меня "духовным хлебом" до недавнего времени была математика и логика во
всех ее проявлениях, и логические игры в частности. Одной из таких игр, с
которой я хочу Вас познакомить - игра Го. Го - настольная логическая игра,
получившая свое название в Японии в VIII веке нашей эры, но корни ее лежат
значительно раньше и относятся к 2000-2500 гг до нашей эры. Возникла игра в
центральной Азии, по-видимому, в Китае, и в древнее время получила широкое
распространение в Китае и Японии.
Европейцы впервые познакомились с Го только в конце прошлого века. За это время,
особенно после второй мировой войны, игра прижилась во многих странах Европы и
Америки. В настоящее время клубы Го созданы в большинстве стран Европы.
Наибольшее их количество имеется в ФРГ, Голландии, Югославии и Англии. Ежегодно
организуются многочисленные международные европейские соревнования. На русском
языке первая брошюра по Го вышла в Петербурге в 1914 году, но большого
распространения игра не получила. А в 1988 году команда России в составе
Валерия Соловьева, Алексея Лазарева, Виктора Богданова и Георгия Нилова стала
чемпионом Европы. И наконец, в 1989 году была создана Федерация Го СССР; игра
была официально признана в стране как вид спорта.
Состоит из доски, камней (так называются фишки в Го), черного и белого цветов и двух чаш для их хранения. Игровое поле доски - прямоугольник с нанесенными на нем 19 вертикальными и 19 горизонтальными линиями. Размер клетки равен примерно диаметру камня и чуть вытянут по вертикали, учитывая особенности человеческого глаза. Ходы в Го делаются на пересечения линий, таким образом, на доске имеется 361 пункт для игры. Для облегчения восприятия доски девять пунктов отмечены точками. В учебных целях могут использоваться доски меньших размеров: 13 Х 13 или 9 Х 9 линий. Камни Го похожи на двояковыпуклую линзу. Такая форма наиболее удобна для постановки и снятия их с доски. В комплект входят 181 черный и 180 белых камней. Обычно в партии используется по 100-120 камней.
1. В Го играют два партнера: один - черными камнями, другой - белыми. Цель игры - захватить как можно больше фишек противника и занять как можно большую территорию доски.
2. Игра начинается с пустой доски. Предварительной расстановки, как в шахматах и шашках, нет, за исключением игры с форой (фора позволяет игрокам различной квалификации вести на доске борьбу, исход которой заранее предсказать нельзя).
3. Ходы делаются поочередно. Первый ход делают черные. При игре с форой черные предварительно выставляют на доску в определенной последовательности камни на форовые пункты (помеченные точками), после чего белые делают первый ход.
4. Ход представляет собой постановку камня на любой свободный пункт доски. Поставленный камень в дальнейшем не передвигается и не может быть снят с доски, за исключением случая, когда он в ходе игры будет окружен противником.
5. Отдельный камень или группа камней немедленно снимаются с доски противником в случае их полного окружения.
6. Отдельный камень или группа камней считаются полностью окруженными, если камнями противника заняты все соседние с ним или с ними пункты по вертикали и горизонтали.
7. Запрещается делать ходы:
- ведущие к полному окружению собственного камня или собственной группы камней, если при этом не окружается отдельный камень или группа противника. Короче говоря, нельзя делать самоубийственные ходы, в результате которых ваш камень оказывается окруженным камнями противника;
- ведущие к повторению ранее бывшей на доске позиции.
8. Игра прекращается и начинается подсчет очков, когда оба игрока откажутся от хода. Такой момент наступает, когда нет ходов, приносящих хотя бы одно очко, т.е. невозможно ни окружить ни одного камня противника, ни приобрести ни одного пункта территории.
9. Игроку начисляется по одному очку за каждый пункт своей территории. Под территорией понимаются свободные пункты доски, которые оцеплены камнями так, чтобы не допустить вторжения со стороны противника.
10. Игроку начисляется по одному очку за каждый снятый с доски камень противника.
11. Пленные камни снимаются с доски после окончания партии без доигрывания, и за каждый пленный камень игроку начисляется по одному очку. Под пленными понимаются те камни, которые обречены на полное окружение независимо от любых попыток игрока спасти их.
12. Результат партии определяется по разнице набранных очков. Игрок, набравший большее количество очков, признается победителем.
История, описание игры прорефериваны мной. Стратегию и тактику описывать здесь не буду, поскольку и сам пока играю довольно слабо. Дам ссылку на отличную статью для начинающих: http://go.aspec.ru/story/story.htm. Скажу только, что научиться хорошо играть в Го так же сложно, а может быть сложнее, как научиться играть в шахматы - нужно потратить много времени и сил.
А теперь - о компьютерном Го. Наверное, самая старая из популярных ныне программ по Го - это комплект отличных логических игр Intellegent Strategy Games (файл ISG10.arj, весит он 2,1 мегабайт). Я пытался его найти в интернете, но наверное плохо искал. Знаю только, что он есть на многих дисках серии 200 лучших игр всех жанров. В этом комплекте собраны нетривиальные логические игры - шахматы, бридж, Го и др. Что касается игры Го, то программа слабенькая, я сам выигрывал у нее пару раз.
Вторая программа, которую я хочу отметить (сильнее первой) - это Turbo Go 5 http://www.turbogo.com/index.html - ее интернет-страница, там же можно и скачать эту программу. Отличает ее то что там есть "Учитель" Го, правда на английском языке.
И, наконец, самая сильная, на мой взгляд, программа MultiGo - http://ruijiang.com/multigo/ Советую скачать версию 4.2.1 и не забыть скачать компьютерный движок gnugo. Много интересного о Го на русском языке можно узнать здесь - http://go.aspec.ru/,а здесь - на английском - http://senseis.xmp.net/.
Кроме перечисленных программ имеется много других, назову, например, WinHonte - http://www.jellyfish-go.com - это довольно сильная программа, даже в ее Trial версии. В Го можно играть online, как это сделать описывать не буду, скажу только, что можно воспользоваться MultiGo (см. также http://kgs.kiseido.com/). Когда я посетил форум по игре Го, то мне встретился интересный вопрос - можно ли написать программу для Го высокого уровня игры? Ответ, по мнению участников форума (а там хорошие специалисты ) - нет, так как все известные алгоритмы для компьютерного Го - алгоритмы перебора, конечно, рационального перебора. Но, добавлю от себя, современный программист знает, что программирование - это нечто большее, чем написание строчек команд на каком-либо языке.
Вот такая она игра Го. Относитесь с осторожностью к восточной логике и философии - многие из них (не все) не разделяют добра и зла, считая, что в мире одно добро. Но, по крайней мере в Европе, много черной магии и неизвестных нам "Дьяволов". Правда и в русском языке есть поговорка - "нет худа без добра". Так что не знаю...
Последнее изменение Sat, 23 Jun 2018 автором Dimouse
Назад в раздел Old-games Diskmag 4