Dune
Dune
автор: Butz (Федор Деревянский)
Жанр: Adventure/Strategy
Размер: 2 MB (floppy version)
Год выпуска: 1992-93
Что уж говорить, придуманной Френком Хербертом истории о пустынной планете
Арракис, известной также как Дюна, очень повезло в индустрии развлечений.
Культовый роман, достойные продолжения, стильная экранизация, два крепких
телесериала и, среди прочего, одна из этапных игр начала 90-х - "Дюна II",
которая считается первой классической стратегией в реальном времени. Собственно,
появление таких шедевров как "Warcraft", "Command & Conquer" и многих других
обязано этой революционной игре, а то, что в ее основу положено и без того
известное произведение ничем кроме как уникальным стечением обстоятельств и не
назовешь. Поднявшаяся волна популярности породила такие игры, как "Dune 2000",
"Emperor: The Battle for Dune", "Frank Herbert's Dune" плюс множество
некоммерческих проектов, короче говоря, "Дюна" с завидным постоянством
продолжает регулярно напоминать о себе. Между тем, мало кто знает о первой игре
в этой эпопее, которая несправедливо осталась в тени своего знаменитого
сиквела. Несправедливость заключается в том, что первая "Дюна", с моей точки
зрения, несет ничуть не меньше неожиданных и очень жизнеспособных идей. Мало
того, что это также стратегия в реальном времени (а значит, тоже имеет право
претендовать на место первооткрывателя жанра), но это еще и стратегия с
элементами квеста, и поверьте, никому еще не удавалось так удачно совместить
эти два фактически противоположных направления.
Подобно "Дюне II" сюжет книги здесь носит почти формальный характер. Пол
Атрейдис, наследник Дома Атрейдисов, прибывает на планету Дюну, где по
распоряжению своего отца должен наладить устойчивую добычу и поставку
драгоценного ресурса - "спайса" (в зависимости от перевода называемым также
пряностью или специями) ко двору императора. Против него неспокойная природа
планеты и превосходящие силы заклятых конкурентов - Харконненов. На его стороне
союзники среди коренного населения Арракиса и собственные парапсихологические
способности, доставшиеся от матери. Нет необходимости далее пересказывать всем
знакомый сюжет, интерес здесь представляет то, как он реализован.
Итак, фигурально выражаясь, нам дается два основных рычага управления. Первый -
это сам герой, который перемещается по всей планете с видом от первого лица (и
углом поворота 90 градусов). Пожалуй, именно в этом способе взаимодействия с
игрой заключена вся квестовая составляющая "Дюны". Строго говоря, в обычном
понимании это далеко не квест. Пол лишен возможности подбирать какие-либо
предметы, у него нет инвентаря, нет списка глаголов для применения к
встретившемуся объекту. Из привычных в приключении умений, кроме как ходить,
юный Атрейдис способен лишь общаться с другими персонажами игры и при
необходимости включать их в свою команду. Можно подумать, что таким образом
одаренный герой относится скорей к ролевой игре, но поскольку нет характеристик,
которые он мог бы наращивать, да и непосредственно сражаться он не в состоянии,
речь, в крайнем случае, может идти о неком жанре, ближайшем соседом которого,
является все тот же квест.
Второй рычаг имеет сугубо стратегическое значение. Это режим карты, который
может использоваться как для личного перемещения, так и для управления
подконтрольными отрядами фрименов. Вся территория планеты поделена на
небольшие участки, центрами которых являются ситчи - укрепленные поселения в
скалах. Ситч служит промежуточным пунктом для сбора спайса, военной
тренировочной базой либо очагом развертывания экологической программы Арракиса.
В сущности, дорога к власти над Дюной состоит из непрерывной добычи пряности,
параллельном оттеснении Харконненов и озеленении пустыни, которое добавит
решающее количество очков к вашему авторитету. Отличительная же особенность
игры от подобных в том, что управление происходящим ведется не от лица
богоподобного существа с высоты птичьего полета, а от лица человека, имеющего
не больше преимуществ на игровом поле, чем рядовой юнит.
Я не случайно отметил, что "Dune" - стратегия в реальном времени. Время в этой
игре не только реально, но и реалистично. В классических стратегиях вроде
вышеупомянутых счет ведется на секунды. Ни один танк не может позволить себе
потратить на передислокацию более 10 минут. Но в действительности, для
перевода боевой единицы из одного пункта в другой в масштабах реальной
местности требуются часы или даже дни. В "Дюне" этим решили не пренебрегать. Не
спорю, трехдневный путь схематично изображенного харвестера несколько
притупляет чувство текущего времени, а кнопка "Wait till Morning/Evening" очень
напоминает аналогичную опцию "End Turn" в пошаговых играх, но эта
реалистичность - еще один смелый вызов устоявшимся штампам, отчетливо
выражающий оригинальность игры.
Теперь о недостатках. Авторы игры придумали настолько ни на что не похожую
концепцию, что, когда сроки начали поджимать, кажется, сами немного испугались.
Концепция получилась блестящая, но ее потенциал оказался гораздо шире, чем
отважились использовать разработчики. К середине игры, вспоминая насыщенный
сюжет книги, каких только предположений не строишь о дальнейшем развитии
событий. Но за парой свежих идей следует скука и однообразие. Разобравшись в
управлении, вы добросовестно доведете все показатели развития до 100% и, не
встретив препятствий, доберетесь до жалкого подобия финала, на который у кого-то
явно не хватило средств. Обидно, что движок позволяет осуществить гораздо более
плодотворные задумки, но кто сейчас будет вспоминать об упущенных возможностях.
Тем не менее, знакомство с данной игрой - большой подарок для любознательного
игрока. Стоит обратить ваше внимание, на существенные различия между флоппи и
cd-версиями "Дюны", которое кроме наличия на компакте речи и отрывков из фильма
касается принципиально разной технологии движения по поверхности планеты. Как
не парадоксально, флоппи-версия может предложить некоторое подобие трехмерного
движка против хоть и массивного, но крайне банального видео, которым сегодня
никого не удивишь. Поэтому не стесняйтесь пользоваться флоппи-версией, которую
к тому же несравнимо проще достать.
Итак, вам предстоит покорить Дюну. В широком смысле, объединив силы
сопротивления и подняв экономику планеты. В узком, лично выполнив множество
мелких квестов-заданий и завязав нужные знакомства. И если вы сможете себе это
представить на стыке двух не родственных жанров, шанс победить у вас,
определенно, есть. Я настойчиво рекомендую эту великолепную игру-эксперимент,
не просто выделяющуюся из общего ряда посредственностей, но и имеющей прямое
отношение к одному из самых популярных миров, описанных в фантастической
литературе.
Последнее изменение Sat, 23 Jun 2018 автором Dimouse
Назад в раздел Old-games Diskmag 2