Демосцена и игры

Демосцена и игры

автор: Dimouse
О играх, сделанных сценерами и связи игр с демосценой.
[дата написания - февраль 2004.]
[Дополнения к статье заключены в квадратные скобки.]


Вначале поясню, о чем будет статья: я ее написал для сайта Games History , поэтому вполне понятно недоумение многих читателей-геймеров, которые ни разу не слышали о демосцене. Наряду с играми и софтом существует обширная область компьютерных программ, называемых демонстрациями или просто демо. Цель демок - удивить зрителя оптимизацией, красотой или навороченными эффектами, показать талант создателей в написании музыки, рисовании и программировании и просто веселье. Сообщество всех людей, создающих демки, называется демосценой.

На демосцене с давних пор сложилось противоречивое отношение к играм. С одной стороны, почти все сценеры презирают геймеров, считая это занятие чем-то низким и тупым. С другой - многие сценеры свое знакомство с компьютерами начинали именно с игр, и большинство из них вспоминает эти времена с добрым чувством. К тому же, многие уважаемые сценеры параллельно с демомейкингом занимаются и созданием игр или музыки к ним. Примером могут служить такие известнейшие личности, как Skaven/FC, написавший музыку к 3D-экшену Unreal (а также к множеству других менее известных игр) и Statix/Psychic Link, работавший в Bullfrog (создатели таких игр, как Syndicate, Theme Hospital, Dungeon Keeper), позднее эта компания переименовалась в Lionhead и выпустила интересную игру Black & White. Не стала исключением и российская демосцена: такие известнейшие личности, как Manwe/SandS и Tangerine/T-Rex и сейчас пишут музыку к играм (недавний musicdisk группы SandS под названием Synthesed World полностью состоит из музыки к играм). Список сценеров, вовлеченных в игровую индустрию можно продолжать еще долго. Цель данной статьи - познакомить Вас с лучшими плодами их труда.

Name: Death Rally
Genre: Arcade Racing
Year: 1996
Rank: *****

Начну с одной из своих любимых игр - Death Rally. Ее разработала небольшая финская компания Remedy Entertainment в 1996 году, игра была издана при помощи известных разработчиков игр Apogee и GT Interactive. Ядро компании Remedy составили члены легендарной демогруппы Future Crew - Skaven, Henchman, Marvel, Gore и Jake, музыку же к Death Rally (а также к Final Reality - продолжению Second Reality, также выпущенную Remedy) написал Purple Motion. Одно это имя - залог того, что музыка вам понравится. Все музыкальные темы идеально вписываются в действие, разворачивающееся на экране - гонки без правил, где смерть поджидает на каждом повороте. Кодеры тоже постарались - детализированная 3D графика, динамическое освещение, плавное движение машин - все это говорит о том, что перед нами лучшая игра в жанре гонок с видом сверху. Оружие, хоть и не отличается разнообразием, зато в смертельности ему не откажешь. Пушки, мины, шипы на бамперах превращают сверкающие бронерованные монстры в кучу бесполезного железа. Между полными опасности трассами, вы попадаете в магазин, где можете купить оружие, различное снаряжение, новую машину и, возможно, получить специальное задание. Цель игры - дойти до верхней строчки рейтинга, побеждая как можно чаще, а затем сразиться один на один с боссом - роботом на чем-то вроде танка. Комментарий: гораздо большую известность компания Remedy получила благодаря своей игре Max Payne, но, так как я в нее не играл, то, как это не печально, ничего написать про нее не могу.

Name: Xixit
Genre: Arcade/Logic
Year: 1995
Rank: ****

Следующая игра не так известна, как Death Rally, но тем не менее заслуживает самого пристального внимания - Xixit. Эту игру сделали такие известные сценеры, как Oman/Legend Design, Tran/Renaissance (позднее - независимый кодер), автор широко извествого демосценерам PMODE - аналога Dos4GW, но меньшего по размеру, он удобнее и безглючнее позволяет кодерам работать в защищенном режиме. Музыку же написали легендарные музыканты C.C.Catch, Necros, Nemesis и Mesonyx. Если сам игровой процесс и не слишком запоминается, то это с лихвой компенсируется музыкальным сопровождением. Сама игра - это всего лишь очередной клон тетриса: сверху падают квадратики, цель уничтожать их, делая так, чтобы одинаковые квадратики собирались в ряд по три. Чтобы игроки не заскучали, кодеры сделали большой набор разных анимированных квадратиков и эффекты на фоне (плазма, огонь, частицы и др.). Эта замечательная игра как ничто другое помогает расслабиться и отдохнуть.

Name: Jazz Jackrabbit
Genre: Platform Arcade
Year: 1994
Rank: *****

Еще одна игра, которую нельзя не упомянуть при обзоре сценерских игр - это Jazz Jackrabbit. Ее создал Arjan Brussee, кодер в одной из первых PC-демогрупп UltraForce, помогали ему художники и музыканты из всем известной Epic Megagames, компании которая долго сотрудничала с демопати Assembly и помогала демосцене. Как признавался Arjan Brussee, ему всегда нравились приставочные игры с их бешеным темпом, его мечтой было сделать нечто подобное. И после нескольких лет работы получившийся результат превзошел все ожидания - перед вами лучшая "скоростная" платформенная аркада на PC. Главный герой - кролик Jazz Jackrabbit с огромной пушкой косит черепах и инопланетян, спасая свою возлюбленную от главной черепахи. Главное в этой игре - это скорость. От нее игровой процесс абсолютно перестает походить на другие платформеры. Одним словом - отличная игра.

[

Name: Lollypop
Genre: Platform Arcade
Year: 1994
Rank: *****

В первом обзоре демосценерских игр я как-то совсем упустил из виду эту великолепную игру. Меня оправдывает лишь то, что это сделал не один я - про существование Lollypop сегодня помнят единицы. Связь этой игры с демосценой заключается только в музыке - ее делали легендарные в свое время музыканты из Vibrants. Начинали они еще с Коммодора-64, затем перешли на adlib-музыку на PC, писали конечно и модули на трекерах. Сложно поверить, что они вытворяли на адлибе! В принципе возможности его немногим больше pc-speaker'а (за исключением того, что звук идет через колонки и как следствие не раздражает). Поэтому мало кто брался за неблагодарное дело - работать с ним. Так вот Vibrants - одни из этих немногих. Надо сказать, что музыка получилась великолепная, очень атмосферная.

Сама игра делалась компанией Rainbow Arts, известной своим мегахитом Turrican 2 (как обычно в таких случаях почти неизвестным на PC - хотя был портирован). Великолепная, стильная графика, настоящий пиксель-арт - достоинство, как Туррикана, так и Lollypop. Сомневаюсь, что кого-то она может оставить равнодушным даже сегодня.

Третья составляющая - геймплей. Опять же на уровне, но для ценителей. Любителям кровавых экшенов просьба не беспокоиться - если вы будете несьтись вперед сломя голову, изрешечивая врагов конфетами (да-да, оружие здесь - конфеты), то далеко не пройдете. Чтобы пройти уровень без потерь жизней (как я всегда стараюсь делать) возможно лишь после долгой работы по репетированию каждого шага.

Name: Zone 66
Genre: Arcade/Shooter
Year: 1994
Rank: *****

Игра, целиком и полностью сделанная демогруппой Renaissance, и выпущенная Epic Megagames. Надоело раз за разом проходить один и тот же уровень в Lollypop с целью потратить как можно меньше жизней? Застряли в сложном квесте? Решение есть - включите на выбор один из уровней Zone 66, возьмите свой любимый самолет и выключите свой мозг - он вам больше не понадобиться. Теперь главное посматривать на радар и умело маневрировать под градом пуль. Врагов тут тьма - наземные пушки и пушечки, зенитки с самонаводящимися ракетами, аэродромы с самолетами, пулеметы и все с маниакальным упорством расстреливают ваш одинокий самолет. Единственное, у всей этой армады есть один недостаток - они не возобновляются, в отличие от вас - вы же наоборот можете рождаться бесконечное число раз на ближайшем от предыдущей смерти аэропорте.

На ваш выбор есть около десятка самолетов - от малыша Стилетто до громадины Большой Бум (полностью соответствует своему назначению). Если играешь не на прохождение, то иногда очень весело проверить сколько можно заработать очков на Стилетто или другие необычные комбинации. Выбор оружия примерно такой же, как и самолетов. После некоторого времени, потраченного на эксперименты, любому и каждому станет ясно как день - что самая бытрая скорость зачистки местности у самого большого самолета, до отказа набитого мегабомбами - всякая ерунда типа ракет воздух-воздух не нужна совршенно - тратить на них время, когда зачистка одного уровня занимает около получаса даже у меня?

Интересны специальные способности вашего самолета, как-то: стелс-режим (летаем, палим, дамейджа не получаем) и режим "смыться по-дальше" (гипер-скорость, плохое управление), за использование этих режимов расплачиваемся содержимым нашего бензобака, который пополняется в дружественных аэропортах.

Гейплей очень затягивает - можно проиграть не один час, и только потом обнаружить, что за окном уже светает... Но есть еще один элемент, который выполнен не хуже гейплея. Это - музыка. Музыка трекерная, чего и следовало ожидать от сценеров. Музыку писал сам C.C.Catch и естесвенно получилось именно то, чего от него и ожидали - отличная ненадоедающая музыка! Формат у них несколько нестандартный - .669, но он играется по-моему даже ВинАмпом.

Name: kkrieger
Genre: 3D-action
Year: 2004
Rank: *****

Еще одна игра, о которой я не написал в своем первом обзоре, но по уважительной причине - тогда ее еще просто не было. Игра была сделана теми же людьми, которые в 2000 году сделали культовую 64-килобайтную интру the product. Вот и на этот раз они представили на демопати Breakpoint 2004 такую работу, что многие просто не поверили в ее реальность (я знаю упертых геймеров, которые утверждали, что игра выкачивает себе для работы файлы из интернета:)). Да и не удивительно: представьте себе 3d-action в 96 килобайт, по всем параметрам не уступающий известнейшим современным экшенам!

Одна проблема - игра действительно очень требовательная. Даже очень хороших по нынешним меркам компов не хватает, чтобы игра работала полностью гладко и безупречно. Особенно игра тормозит, когда есть враги. Будем надеятся, что все это будет устранено в финальной версии - ведь текущая числется не более как бета.
]

[Далее следуют не столь известные игры, но это не значит, что они не заслуживают внимания.]

Name: Quarry Gerbera
Genre: Arcade/Logic
Year: 2001
Rank: ***

Честно говоря в игре Quarry Gerbera я так до конца и не разобрался [added: за год я все-таки с ней разобрался;)] , но попробую все же объяснить, почему она заслуживает внимания. Выпустила ее демогруппа Moppi Productions после успеха своей демы Gerbera (второе место на Assembly 2001). В игре, как и в деме, главные герои - роботы, а точнее три клана роботов. Цель игры - сделать так, чтобы все роботы попали в свои "гнезда". Для этого им нужно отдавать команды - копать и укладывать плиты. Кроме этого у роботов есть шкала настроения: если давать команды только одному клану, остальные будут недовольны, если же роботу из одного клана сказать делать что-нибудь на территории другого клана, то они будут очень разозлены и перестанут выполнять команды. Кроме всего прочего, с неба сыпятся плиты и могут уничтожить роботов. Таким образом, кажущаяся с первого взгляда легкой задача оказывается практически невозможной для выполнения.

Name: Porrasturvat
Genre: Arcade
Year: 2002
Rank: **

Целый раздел демосценерских игр производится на demo-party'ях (это такие мероприятия, когда собирается множество демосценеров и проводятся конкурсы). Дело в том, что в последнее время на многих демопати появились специальные конкурсы по созданию игр. Как правило они небольшие и довольно плохого качества (что не удивительно: продаж ведь не будет), но встречаются и действительно неплохие представители. Как представителя этого класса упомянем здесь Porrasturvat от "шутовской" демогруппы tAAt (такие группы делают упор не на кодинг или дизайн, а на то, чтобы зрителям было смешно). Здесь вам предстоит сбрасывать с лестницы человечка. Требуется нанести ему как можно большее повреждение от ударов при падении с помощью лишь одного удара в начале. Код на высоте!

Name: Rick Dangerous 32kb
Genre: Platform Arcade
Year: 2002
Rank: *****

Ремейк классической платформенной аркады Rick Dangerous - это просто шедевр оптимизации. Ведь в этой игре есть и отличная графика под DirectX 8, и замечательная музыка и увлекательные уровни и все это в 32 килобайтах! Для тех, кто забыл, о чем игра, напоминаю: здесь вам предстоит в роли отважного Рика попасть в подземелья с индейцами, ловушками и сокровищами с целью выбраться оттуда живым и невридимым (любой враг и ловушка убивают с первого раза). Более подробно об игре читайте здесь: http://www.demoworld.narod.ru/games/rick32k.htm

Name: Turrican 32kb
Genre: Platform Arcade
Year: 2000
Rank: ****

Еще одна 32 килобайтная игрушка. На этот раз реинкарнации подверглась игра с Амиги - Turrican. Отличная графика, музыка, жаль лишь невилик один-единственный уровень, но пройти его не так уж легко (во всяком случае - не с первого раза!). Более подробно об игре читайте здесь: http://www.demoworld.narod.ru/games/t32k.htm







Name: Giana Sisters 32kb
Genre: Platform Arcade
Year: 1998
Rank: ****

Об этой 32 килобайтной игре я напишу поподробнее, поскольку я еще не делал для нее обзора. Игра была написана теми же людьми, которые делали Turrican 32k, наиболее известный из них - kb, в будущем автор музыки ко многим демкам farb-rausch. Игра Giana Sisters - это аналог Mario Brothers на Амиге: те же трубы и бонусы, которые нужно выбивать головой... только герои женского пола (существует возможность игры вдвоем). С точки зрения графики Giana Sisters уступает перечисленным здесь 32 килобайтным играм, но это было обоснованно: вместо занимающих много места спрайтов разработчики сделали множество интересных уровней и отличную музыку. Игра довольно сложна: множество врагов и ловушек не позволят вам расслабиться ни на минуту. В общем и целом очень хороший пример того, как нужно делать игры в 32 килобайта.
[существует несколько продолжений этого ремейка]

Name: X-MAS 92
Genre: Arcade
Year: 1992
Rank: ****

Очень древняя игра-демо от известной когда-то демогруппы Cascada. Как можно догадаться из названия, она связана с Рождеством. И действительно - цель игры - в роли Деда Мороза (или Санта Клауса - кому как больше нравится) сбрасывать подарки в трубы домов. Подарки все до единого - это фейерверки, поэтому они взрываются (и соответсвенно взрывают и Дедушку) при попадании в зажженные камины. Доставляют неприятности и разнообразные враги, летающие в ночном небе по синусоиде :). Резюмируя, можно сказать, что X-MAS 92 хороший представитель ранней демосцены, но действительно играть в нее можно только перед Рождеством и Новым Годом.

Name: Wired 97 invitation
Genre: Arcade/Racing
Year: 1997
Rank: ****

Wired 97 invitation - единственное демка-приглашение на пати, которая получила 4.5 звезды на Хорнете (это такой архив старых демок по адресу www.hornet.org). И не удивительно - ведь писал его знаменитый кодер Statix, мембер таких известных групп, как Psychic Link, Acme, Pulse. Statix остался верен своему принципу: сделать что-то необычное, что на демосцене до него не делалось: демо-игру! То есть invitation полностью интерактивна, вы летаете на корабле по туннелям, управляя им мышкой (но если этого делать по каким-то причинам не хочется, то есть автопилот). Можно просто читать информацию о пати, развешанную на специальных экранах, либо сыграть в игру (гонку) с другими кораблями. SVGA графика представленная в демке выше всяких похвал: очень симпатичные разноцветные огоньки, текстуры. К сожалению, эмуляция SVGA в VGA, так называемый fake mode, сильно портит графику в игре, поэтому настоятельно рекомендую воспользоваться UniVBE.

Name: The Castle
Genre: Arcade
Year: 1991
Rank: ***

Ну и под конец еще одна игра, которую я недавно обнаружил в интернете - The Castle. Интересна она прежде всего тем, что автором ее значится некто Sami Tammilehto. Я некоторое время смотрел на знакомое имя и лишь спустя несколько минут вспомнил, что также зовут и известнейшего Psi/Future Crew! Вряд ли это случайное совпадение, поэтому опишу здесь и эту игру. Наверное всем геймерам известна идея подобных игр - перестрелка двух замков, многие пытались ее реализовать сами, но The Castle - одна из немногих действительно удачных реализаций. VGA графика, плавный скроллинг, настройки и, главное, все это умещается в 100 килобайт (это учитывая 64 килобайта на заглавную картинку). Да, Psi не зря был лучшим кодером ранней демосцены!

Ну и в самом конце хотелось бы сообщить об абсолютно новой игре (еще даже не до конца доделанной) - Боги и Герои ( http://www.heroez.net), создатели которой - белорусская демогруппа Psycho - обещают огромный мир с множеством живых персонажей (игра - онлайн, я забыл сказать), которые, выполняя квесты, прокачивая характеристики и побеждая друг друга, должны в конце концов стать из героев богами (для этого нужно победить реальных богов, которые всячески мешают им). Думаю, игра получится очень интересной и заслуживающей внимания.

Последнее изменение Sat, 23 Jun 2018 автором Dimouse


Назад в раздел Old-games Diskmag 1