Mindcandy Volume 2: Обзор демо с Амиги

Mindcandy Volume 2: Обзор демо с Амиги

автор: Dimouse

Эта статья изначально планировалась для демосценерского дискмага InCube, но не была доделана, да и новый выпуск журнала так и не увидел свет. Сборник Mindcandy 2 вышел в январе 2007 года, как раз в скором времени после выхода последнего, четвертого номера InCube. На четыре года раньше вышла первая часть, посвященная PC-демкам, которая понравилась многим (и я не стал исключением). Очень хороший обзор этого сборника написал Manwe в одном из номеров InCube. Именно благодаря ему я и познакомился с первым сборником (помню, как для этого пришлось ехать через пол-Москвы...), поэтому я и решил продолжить традицию и сделать обзор второй части MindCandy.

Можно долго рассказывать какие сложности встретили создатели и почему все так затянулось, но самое главное - что вторая часть все-таки вышла и получилась такой, какой и должна была получиться. Конечно, что-то в сборник не вошло, но это неизбежно, ведь демосцене на компьютерах Commodore Amiga уже больше 20 лет. Главное, что все основные амижные демки все-таки вошли в сборник, и с этим наверное вряд ли кто-то сможет поспорить. Сюда вошли самые ранние, ставшие уже классикой, работы Red Sector Inc., Scoopex, Phenomena, Razor 1911, Silents, Crionics - тех групп, которые стояли у истоков демосцены как таковой; творения Melon Dezign, Spaceballs, Sanity, Kefrens - групп "золотого века" Амиги, который пришелся на 1991-1994 годы; демо подхвативших эстафету уже на чипсете AGA и ставших такими же легендарными групп Andromeda, CNCD, The Black Lotus, Virtual Dreams (амижное подразделение Fairlight), Polka Brothers, Nerve Axis; в конце сборника нашлось место и для самых поздних представители амижной демосцены, таких как Ephidrena и Madwizards, впитавших все те традиции, которые сформировались к концу 90-ых годов на демосцене и внесших свою лепту в тот золотой фонд, который мы называем "Амига".

Всего демок 30 штук, что как мне кажется вполне достаточно как для ностальгирующих по прошлым временам, так и для тех кто хочет познакомиться с историей уникального компьютера Амига впервые. Дополнительное видео "Demographics: Portrait of a Party" с Breakpoint 2003 сделано тоже превосходно и прекрасно вписывается в сборник. Лично я посмотрел его с удовольствием. Также мне очень понравилось само оформление диска - меню содержат очень симпатичные эффекты и отличную музыку - оформление мне нравится даже больше, чем в первой части. Не удивительно, ведь к оформлению второй части были привлечены такие люди, как Little Bitchard (музыка) и Alex "Statix" Evans (помощь с технической частью).

Заслуживает отдельного упоминания прилагающаяся к DVD книжечка с кратким описанием каждой демки, красиво и качественно оформленное (оформлением буклета занимался художник Fthr из TPOLM). Внизу каждой странички написаны основные факты и даты из истории развития компьютера Амига в хронологическом порядке. На первой странице написано небольшое вводное слово, которое, как мне кажется, уместно вкратце привести и здесь:

"Слышали когда-нибудь о компьютерах Амига? Их придумала и продавала компания Commodore International еще в далеком 1985 году и продолжала это делать вплоть до своего банкротства в 1994-ом. Первый компьютер, который сошел с конвейера, был Amiga 1000 с процессором Motorola 68000 с частотой 7.16 MHz (7.09 MHz в PAL-версии). Возможности воспроизводить 4096 цветов и проигрывать четырехканальную стерео-музыку позволили компьютерам Амига на годы опередить всех своих конкурентов.

Амига была революционной. Но конкуренция с такими компаниями как Apple, Atari, IBM и Tandy позволила ей продержаться совсем немного. Те, кому довелось быть владельцем Амиги во времена ее расцвета могут рассказать вам о ее величии. Прошло уже более 10 лет с момента утраты Амиги, компании Commodore и создателя Амиги - Джея Майнера. Можете ли вы вспомнить эти дни славы или воспоминания о величии Амиги уже забыты?

Те, кто присутствовал при этом - а некоторые до сих пор продолжают использовать свои Амиги - исследовали возможности компьютеров Амига и узнавали ее секреты. Изумительные графические чудеса стали результатом этих исследований. Конечно, там были и замечательные игры, но сейчас мы говорим о демках - программных музыкальных видео, если так можно выразиться. Эти демо показывали и, верите или нет, продолжают показывать пределы возможностей компьютеров Амига."

Очень интересен и отдельный видео материал о создании диска - каким образом авторы смогли добиться практически идеального соответствия видео и изображения на реальной Амиге. Как и в первом Mindcandy все демо записывались на реальных амигах - в частности большинство из них на A4000. Исключение составили лишь первые 10 секунд демо State of the Art, которые пришлось записать через эмулятор, а также демо с PPC - Fate Fits Karma от MadWizards, которую записали сами авторы этой работы и прислали Джиму Леонарду в виде TGA файлов.

Конечно, главная ценность сборников Mindcandy - это комментарии создателей демо, которые содержатся в специальных дополнительных аудио-дорожках. Что может быть интереснее, чем узнать о любимой демке из уст ее создателя! Но в нижеприведенных обзорах я постарался воспроизвести свои собственные впечатления от каждой демки, ведь комментарии создателей гораздо интереснее услышать из первых уст, а не в виде моего пересказа.

Итак, перейдем к обзору демо...

RSI Megademo

Первой демкой в списке идет Red Sector Inc. Megademo - первое настоящее мегадемо на Амиге, и без сомнения самое популярное. Для 1989 года это было потрясающе, для сравнения можно посмотреть первое демо на первом выпуске Mindcandy DVD - Spacepigs Megademo. Оно без сомнения копирует основную идею и стиль RSI Megademo, но это и не удивительно, тогда все так делали. Не удивительно и то, что спустя два года демо на PC всё ещё смотрится гораздо менее ярко, чем на Амиге - PC-спикер вместо настоящей 4-хканальной музыки, 16 цветов EGA вместо 32 цветов Амига ECS. После такого сравнения становится понятным, почему на Амиге демосцена процветала, в то время как количество демок на PC можно было пересчитать по пальцам.

Чем же так поразила всех Megademo, откуда такая популярность? Во-первых, музыка. Она конечно на сегодняшний момент среднестатистическому пользователю современного компьютера будет резать слух, поскольку вместо барабанов зачастую используется сэмпл шипения, а главным козырем служит "голос", где с трудом можно разобрать слова (этому посвящена даже отдельная часть мегадемо). Конечно же, самой запоминающейся частью демо является экран с "декрунчингом", где подгружается очередная часть мегадемо. В это время играет электрогитара, а на экране появляется логотип RSI с киборгом-ковбоем, держащим горящую спичку (анимированную). И все-таки, несмотря на некоторую наивность этой музыки с точки зрения современного слушателя, тогда ею искренне восхищались, о чем говорит хотя бы тот факт, что до сих пор выходят ремиксы на нее (очень рекомендую версию на musicdisk'е от Ravebusters).

Что касается эффектов в демо - то это главным образом всевозможные скроллеры, которые в версии, представленной на Mindcandy DVD, урезаны из-за своей длины. Каждый скроллер нарисован своим собственным шрифтом, до сих пор способным вызвать уважение среди художников-пиксельщиков. Однако читать их в версии Mindcandy довольно трудно, как и все скроллеры в других демках. Все-таки текст на настоящем компьютере выглядит гораздо лучше и, соответственно, читается тоже. Однако не только в этом дело - в то время не сильно жалели зрителей и заботились об их удобстве, поэтому буквы часто бывает сложно разобрать. В одном из таких скроллеров так и написано - "Если вы сможете прочитать этот скроллер, то вы инопланетянин!"

Одной из частей мегадемо является vector-part, то есть часть в которой на экране крутятся всевозможные трехмерные объекты, часто они представлены в виде шариков, которые плавно перемещаются из одной конфигурации в другую, показывая то логотип группы, то летящий вертолет, то бегущего человечка. Надо сказать, что подобные эффекты впоследствии надолго вошли в моду и еще долго все эти человечки переходили из одного демо в другое практически без изменений.

Mental Hangover от Scoopex

Наверное, вторая по значимости мегадемо с Амиги. Спустя год после выхода RSI Megademo мы видим, как уже гораздо больше внимания уделяется общему стилю и переходам от одного эффекта к другому. Тогда даже придумали новое слово для таких демок - трекмо. Правда мода на названия мегадемо и трекмо очень быстро прошла и позже все демо называли просто - "демо". Эффекты в Mental Hangover гораздо более интересные, чем в RSI Megademo, и по-настоящему амижные. Конечно все эти filled vectors, скроллеры и прыгающие мячики по шахматной доске были и в PC-демах, но выглядят они все равно иначе и, как мне кажется, интереснее именно на Амиге.

Единственный недостаток Mental Hangover - что она довольно короткая, хотя с другой стороны это и хорошо - на Mindcandy ничего не вырезано.

Enigma by Phenomena

Это демо менее известное, чем предыдущие два, и я впервые его посмотрел именно на Mindcandy DVD. Начинается оно с картинки гоблина, потом идут стандратные титульные надписи на фоне вращающегося звездного неба (явно сделанного под впечатлением от Mental Hangover, где на протяжении почти всего демо используется данный эффект). Звездное небо вообще излюбленный эффект ранней демосцены, поскольку сделать его легко, а всевозможных вариаций можно придумать бесконечное количество. Так, например, в Enigma звездное небо присутствует даже на гранях вращающегося кубика.

Коронным номером демы является часть с трехерным мирком - полет над улицами какого-то городка, с крутящейся мельницей, открывающимся шлакбаумом, взлетающим самолетом - эффекты для того времени очень крутые. Визуальный процесс сопровождается отличным саундтреком в истинно амижном стиле - примерно такую же музыку писали Laxity и Jester, а также бесчисленное множество других отличных музыкантов с компьютеров Амига. На PC нечто похожее писал Zodiak из Cascada.

Human Target by Melon Design

А вот и еще одно демо, с которым я познакомился благодаря диску Mindcandy! Симпатичные эффекты в фирменном Мелоновском стиле, который можно охарктеризовать как больше ручной работы (все шрифты и объекты сделаны как можно более непохожими на стандартные, даже слова идут не слева направо и не сверху вниз, а как придется, даже по диагонали!). Также, что характерно для их демок, мягкие цвета и "мягкое", плавное движение всего, в частности, излюбленный эффект - это rubber vectors и rubber balls, то есть объекты, как будто бы сделанные из резины. Вполследствии всё это активно использовалось и другими группами. В Human Target забавный, хоть и немного однообразный техно-саундтрек, что делает демку еще более милой и симпатичной лично мне. Жалко только очень оно короткое.




World of Commodore by Sanity

Сделанное в 1992 году, это демо стало как бы квинтэссенцией всего амижного, начиная с музыки, написанной Jester'ом и Bit Arts (музыка Jester'а в первой части стала классикой почти сразу), заканчивая графикой от Cougar'а и Cruiser'а и, конечно же, кодом от Chaos'а и Mr.Pet. Chaos, тот самый, которого все вы знаете по группе Farbrausch, уже тогда делал чудеса и шедевры. Демо показывает все возможности и преимущества Амиги и чипсета ECS в частности. Как известно, именно на Амиге были представлены революционные возможности для работы с битмепами - простые и легкие способы вращать, приближать/отдалять картинку. Также были и эффекты "only Amiga make it possible", такие как синусоидное колебание картинки, создающее эффект ряби или расширение/сужение участков картинки по вертикали. Такие эффекты практически невозможно было увидеть на других платформах (в том числе и сейчас).

Groovy by Lemon

Небольшое, но весьма приятное демо от Lemon. Группа, как по названию, так и по сути, очень похожа на Melon Dezign. Помимо классических эффектов вроде zoom'а, плазмы, shade bobs и т.д. содержит интересный "грувовый" фанковый саундтрек. Кстати примерно такой же гитарный саундтрек был написан и на PC в демо с таким же названием от Skal'а, но вышеднее на 3 года позже.

242 by Virtual Dreams

Довольно необычное демо, поскольку содержит обработанное видео, а не обычные эффекты. Надо сказать, что такая практика была довольно редкой для демосцены, поскольку для подобной обработки требовалось весьма дорогостоящее оборудование. Хотя именно обработка видео была для Амиги вещью обычной, ведь именно на этих компьютерах нередко даже в нашей стране занимались обработкой видео в телестудиях. Что касается демо 242, то здесь мы видим интересные эффекты с палитрой, от чего все видео становится довольно психоделичным. К сожалению, смотреть это довольно тяжело, так как из-за экономии места в демо всего несколько коротких фрагментов, которые зациклены, смена картинок порой происходит слишком часто для того, чтобы глазам было комфортно, и что еще хуже - музыка тоже зацикленна.

Тем не менее поражает воображение тот факт, что демо сделано не для AGA компьютеров, а ECS, т.е. Amiga 600 (или более редкая Amiga 3000) - а это всего 7MHz процессор и 1MB памяти (хотя и можно расширить).

9 Fingers by Spaceballs

Не люблю я 9 Fingers, просто совсем не люблю. Авторы использовали принцип "той же каши только по-гуще", т.е. это тот же самый State of the Art, только векторные девушки теперь более детализированы. Музыка совершенно копирует саунтрек SOTA, музыкант Travolta как я считаю просто схалтурил. Как нововведение можно отметить чередующиеся с векторными эффектами иероглифы. Но кому нужно такое нововведение? Хотя это демо действительно является одним из самых известных на Амиге, и посмотреть его стоит хотя бы ради того, чтобы узнать историю демосцены на этих компьютерах, тем не менее я бы включил в компиляцию Mindcandy с моей точки зрения гораздо более удачную вариацию на тему SOTA - Symbolia от Access. Однако авторы посчитали иначе.

Friday at Eight by Polka Brothers

Очень интересное демо. Начинается с какого-то сумасшедшего техно с металлическими лязгами и шипениями, сопровождающим известные по сути эффекты, но измененные до неузнаваемости. То они представлены в мрачной эклектичной черно-белой гамме в рваном ритме, то наоброт это пастельные тона. Вся мешанина резко переходит в медленный спокойный ритм под неторопливый фанк и эффект туннеля.

Демо создано участниками группы Kefrens как несерьезный проект, но получилось очень сильным и стильным. Определенно, одно из моих любимых демо с Amiga.

Love by Virtual Dreams (Fairlight)

Культовое демо, которое показало на что способна Амига 1200 (в то время еще только-только начинающая использоваться на демосцене). В частности тут есть и рото-фрактал-зумер, и крутые эффекты в 3D с текстурированием, и даже что-то напоминающее рейтрейсинг (конечно же, в низком разрешении). Последняя сцена, хоть и сильно тормозит (что видно в видео, которое снималось на топовом А4000) тем не менее тоже показывает всю силу Амиги.

Отдельного упоминания заслуживает саундтрек от Jogeir'а Liljedahl'а, один из лучших его модулей, в стиле приятной поп-музыки. Он действительно очень подходит к этому демо. Название демки - Love - подтверждается соответсвующими надписями, картинками и цветовой гаммой. В целом, очень качественная работа, которую действительно можно только любить.

Nexus 7 by Andromeda

Последнее демо для Амиги от группы Andromeda. Не путать эту группу с известнейшей сейчас греческой группой Andromeda Software Development! Думаю это предостережение уже излишне, так как даже те кто забыл о существовании такой группы, заговорили о ней снова в начале 2007 года, когда Andromeda выпустила новый релиз на Breakpoint 2007.

Nexus 7, наверное, лучшее демо группы Andromeda, и одно из лучших на Амиге вообще. Совершенно новый уровень эффектов, полноэкранное 3D, а какие красивые 2D эффекты изобретали кодеры Dr. Jekyll и Mr. Hyde! Просто настоящие чудеса, такое не стыдно показать кому-нибудь сейчас и многие, я уверен, оценят!




Deep - The Psilocybin Mix by CNCD & Parallax

Как любитель в первую очередь oldskool PC-демосцены я бы назвал это демо "типичный Orange-style с Dune'овской музыкой". Однако более корректно было бы сказать как раз наоборот. Но не будем пытаться выяснить кто у кого копировал - как факт можно лишь констатировать, что на PC демок в таком стиле после 95 года появилось очень много. Были и гораздо более удачные варианты, чем Deep (у тех же Orange), однако на Амиге это наверное самая известная подобная вещь.

Не буду пытаться оценить музыку от Yolk и Legend, благо любителей noise экспериментов было и есть предостаточно, а что касается самого демо, то мне действительно понравились только 2D полноэкранные картинки, нарисованные действительно хорошо. Трехмерные эффекты заметно подтормаживают, а выглядят так же, если не хуже, чем на PC. А наложение черно-белых картинок (части тел) и надписей разными разноразмерными шрифтами на эффекты меня всегда только раздражало.

Tint by TBL

Типичная демо TBL середины 90-ых - качественное, длинное, с множеством интересных эффектов и красивых картинок, долгая и кропотливая работа. Удивительно как у них получалось сделать при этом столько хороших демо, откуда столько энергии?!

Concrete by Ephidrena

Агрессивная музыка, агрессивные эффекты, полная сихронизация между ними, примерно так можно охарактеризовать сравнительно новый для того времени стиль, которого старались придерживаться ребята из Ephidrena. Если привнести в это описание немного конретики, то можно выделить такие элементы, как постоянный резкий переход от цветного изображения в черно-белое с налажением помех и разнообразных ничего не значащих надписей. Это и агрессивные картинки, - например, стилизованные под преступников и террористов изображения участников группы. Проволочные 3D-объекты в этом окружении смотрятся тоже очень уместно. Название демо, как я понимаю, происходит из-за того, что цвета здесь исключительно красно-оражево-коричневые и серые.




Fate Fits Carma by MadWizards

А вот и обещанная демка под PPC! Надо сказать, что создатели Mindcandy DVD постарались и из сравнительно большого уже списка демо под PPC выбрали самый удачный экземпляр. Fate Fits Carma с одной стороны показывает все достоинства компьютеров PowerPC, с другой стороны оставляет ощущение настоящего Amiga-style (ведь MadWizards знают о нем не понаслышке!). В общем это демо - один из лучших примеров творчества на Амиге (хотя как все знают PPC это не Амига, но в данном контексте фраза уместна все равно) последних лет. И лишь высокие разрешения и слишком шустрое воплощение навороченных эффектов выдают то, что перед вами демо не с Амиги. Описывать эффекты я не берусь, так как это описать очень сложно, могу лишь сказать, что создатели вложили очень много сил в демо (и 5 месяцев работы в том числе).

Последнее изменение Mon, 16 Mar 2015 автором Dimouse


Назад в раздел Old-games Diskmag 7