Случайность, вероятность и карточные игры на компьютере

Случайность, вероятность и карточные игры на компьютере.

автор: Panas

Судьбы нет!!! Эти слова, запомнившиеся с детства (М.Ю. Лермонтов - "Герой нашего времени", "Фаталист"), дают надежду избежать неизбежности. Правда, анализируя прожитую жизнь, я часто убеждаюсь в обратном, и, наверное, только боги могут управлять нашей судьбой. Но в малом есть надежда изменить свою судьбу к лучшему. Даже это звучит оптимистично.

Рота солдат переходила горное ущелье, в основании которого текла бурная река. Шли они по навесному мостику, и командир забыл дать команду вольно. Погода была ветреная, мостик шатало и равномерное давление ног солдат расшатало мостик так, что он рухнул... Стандартный школьный пример на явление резонанса. Но это и пример возможного случайного распределения ("топанья") в жизни (если бы командир дал команду вольно, мостик не расшатало бы так), а не только в азартных играх... Просто меня учили, что теория вероятностей возникла на основании изучения азартных игр. В какой-то мере это правда, но я хотел подчеркнуть, что случайность и вероятность (хотя это не одно и тоже!) существуют в жизни и хорошо себя чувствуют и без азартных игр.

Вопрос о том, что первично - порядок или хаос, наверно не имеет ответа. По крайней мере, так следует из учений индуизма, а я большой поклонник кришнаизма. Не знаю как другие, а я всегда лучше себя чувствовал в толпе на Калининском проспекте в малознакомой мне Москве, чем в незнакомой компании из двух-трех человек у себя в Киеве (это к тому, что лучше - хаос или порядок). Здесь же отмечу, что хаос и порядок зависят от точки зрения того или иного человека (иногда нужную вещь легче найти в собственном беспорядке, чем в порядке, наведенном другим человеком).

Меня всегда поражало как в фантастических фильмах ("Звездных войнах", например) космический корабль почти беспрепятственно проходит через скопление метеоритов, больших и малых, и, на первый взгляд, это кажется фантастикой. Но я приведу сейчас пример из теории вероятностей, показывающий, что это возможно! Какова вероятность, что, бросая точку в единичный квадрат на координатной плоскости, мы попадем на заранее нарисованную в этом квадрате гладкую линию? Она равняется нулю (площадь квадрата "1", а площадь линии "0"). Вот так - вероятность равняется нулю, а событие возможно (если управлять)! Замечу здесь же, что на меня обидятся военные - "снаряды дважды в одну воронку не попадают". Это кажущееся противоречие с вышесказанным. Но куда в наше время без противоречий... "Теория вероятностей представляет собой область математики, необычайно богатую парадоксами-истинами, настолько противоречащими здравому смыслу, что поверить в них трудно даже после того, как правильность их подтверждена доказательством" (Мартин Гарднер).

Описывают ли законы современной теории вероятностей случайность в полной мере? Думаю, и со мной согласятся многие, что нет. Математические теории лишь приблизительно описывают реальный мир. Математики лишь пытаются навести в нем порядок. Но там, где "вероятностное пространство" реально, конечно, вероятность и случайность почти одно и то же! Такими источниками вероятностных пространств являются карты.

"Удивителен парадокс со вторым тузом. Представьте себе, что вы играете в бридж. Сдав колоду и посмотрев на свои карты, вы говорите: "У меня туз". Можно точно вычислить вероятность того, что у вас на руках окажется и второй туз. Можно доказать, что она равняется 5359/14498, то есть меньше чем 1/2. Допустим теперь, что мы выбрали, например, туза пик. Будем продолжать игру до тех пор, пока, взяв карты, вы не сможете сказать: "Туз пик у меня". Вероятность того, что у вас найдется еще один туз, составляет теперь 11686/20825, то есть немногим больше 1/2!" (все тот же Мартин Гарднер).

История создания карт полна загадок. В Европе они скорее всего появились 1000 лет назад и скорее всего завезены к нам цыганами, хозяевами карточных гаданий. Цыгане (хотя это и спорно) пришли к нам из Индии, то есть с Востока, а там давно были известны разрисованные таблички, которыми играли, например, в Mahjongg, и который сейчас всем хорошо известен и может служить прототипом карточного пасьянса. Пасьянс, насколько я помню, означает терпение. Ими увлекались богатые заключенные в тюрьмах, чтобы скоротать время. Конечно, есть Mahjongg'и не похожие на пасьянсы, а скорее похожие на преферанс или бридж, но лично я большой любитель пасьянсов. Поэтому начал с них. Не обошлось без карт и у фирмы Майкрософт. Уже с появлением "первой" конкурентноспособной Windows 3.xx для нее начали писать простенькие карточные игры типа Black Jack или "Три Пика". Последний пасьянс мне очень нравится. Описывать его не имеет смысла, достаточно изучить правила в три строчки. И можно играть. Для тех, кто знаком с этой игрой и кому она понравилась, советую обратить внимание на современный ее вариант Jewel Quest Solitaire (http://www.bigfishgames.com/downloadgames/1213/jewelquestsolitair/index.html). Последняя игра необычно развивает идею пасьянса "Три Пика".

Сущность многих (не всех) карточных игр заключается в том, что Вы можете выбрать ту или иную карту и положить ее на кон, или даже спасовать и пропустить ход. Именно эта возможность выбора и порождает азарт и вероятность событий в продолжении игры. Просто и банально, но многие об этом забывают... С появлением более серьезных Windows появляются и новые пасьянсы, такие как "Косынка", "Солитер", пасьянс "Паук" и игра "Червы". Последние игры стандартные - они входят в дистрибутивы Windows. Я хочу лишь сказать несколько слов о пасьянсе "Паук". Когда я впервые увлекся этой игрой, мне показалось (а первое впечатление меня редко обманывало), что в этой игре запрограммирован целый вероятностный процесс. Появление новой карты зависит от того хода, какой Вы выбрали! Кто сомневается в этом, может проверить мое предположение. Еще интересное наблюдение: скачанная из интернета игра "Паук" (в Windows 98 ее нет) находилась в папке "My Way". Не забывайте, что каждая компьютерная игра куда-то зовет... Пасьянсы, входящие в Windows, нетривиальны, далеко не всегда сходятся, чем и интригуют.

Теперь о карточных играх, старых, добрых, красочно оформленных играх, фирмы "Gamos". Я коснусь набора "Пасьянс" и "Девятки". Я не буду описывать правила пасьянсов, все они достаточно хорошо описаны в Help для этой игры. Даже не буду рассказывать о всех пасьянсах - там есть простенькие пасьянсы, типа "Часов", есть и более серьезные, такие, как "Вечный странник". Я хочу кое-что сказать о пасьянсе "Триада". Когда я учился, этот пасьянс был очень популярен в студенческих кругах. Была примета - загадывалось желание или действие, если пасьянс сошелся с первого раза то все хорошо - желание сбудется и лучше действовать в задуманном направлении, если сошелся со второго или третьего раза - то нужно быть осторожным, если и после этого не сошелся - то лучше ничего не предпринимать. Я говорю это для того, что по моим наблюдениям сейчас более популярна "Косынка" - забавное совпадение, не правда ли?!

"Девятка" есть в двух вариантах - одна для DOS, другая для Windows. Мне больше по душе последний вариант этой игры, вероятно потому, что алгоритм игры здесь тоже улучшился. Замечу, что игроки играют на "лапу", но это заметно в самом конце игры, а в середине их можно одурачить, если есть возможность. Я не умел играть в "Девятку", и научился, благодаря интуиции, именно играя с этой программой. Впрочем, это совсем не сложно...

Пасьянсных карточных программ сейчас очень много. Каждый может подобрать на свой вкус программу новую или старую. Отмечу здесь набор "Абсолютный пасьянс" ("Absolute Patience") фирмы Акелла. Это первый лицензионный диск, который я купил и до сих пор не жалею об этом. У меня версия 2.3 на русском языке, но в интернете нетрудно найти версию 5.3 (правда, на английском и других европейских языках). Она требует регистрации, но ключ подобрать несложно. Там 386 пасьянсов классических и "новых", придуманных авторами этой программы. Хороший набор для любителей карт, чтобы отвлечься.

О пасьянсах я больше говорить не буду. Различных карточных игр придумано очень много. Я люблю преферанс и советую посмотреть программу "МАРЬЯЖ для Windows" (Marriage 2.3) - пожалуй один из лучших вариантов реализации этой игры. Алгоритм построен так, что карты игроков просматриваются, но программа играет "честно".

В "Бридж" я не научился играть в студенческие годы, а с помощью программ научиться играть очень сложно - ведь там играют двое против двоих и торговлю нужно проводить так, чтобы учитывать интересы партнера. Программная реализация этих интересов очень сложна, не берусь, поэтому, что-либо советовать. Если Вы умеете играть в "Бридж", то найти соответствующий Вашим интересам программный продукт в интернете не сложно.

Хочу отметить еще один, на сей раз последний, карточный набор "Durbetsel" (www.durbetsel.ru). Не пугайтесь названия, набор очень хороший. Был бесплатным до недавнего времени, но с выходом шестой версии автор решил взымать символическую плату в 100 руб. Целый месяц можно играть бесплатно. Если Вы хотите и дальше пользоваться программой, то скачайте более ранние ее релизы. Это набор различных вариантов игры в "Дурака". Есть обычный дурак, но есть и "Чешский дурак", если не знакомы - познакомьтесь с ним. Я получил много удовольствия, играя в эту игру. Алгоритмы игры необычны и на первый взгляд кажутся странными, но программа умеет выигрывать! Есть в этом наборе и другие карточные игры такие, как "Деберц", "Терц" и др. Автор много внимания вложил в возможность игры по сети, но я никогда не играл с помощью модема. Для меня это дорого. Кому-то может пригодится...

Судьбы нет. Всегда есть возможность выбора. Но часто этот выбор ведет в тупик или ловушку. Может быть, боги награждают нас судьбой, чтобы спасти нас от убогой жизни и смерти. Животное, когда оно в опасности от неизбежности, начинает метаться, человек же, обладая разумом, может спокойно и холодно принять все как есть. Этим он и отличается от животного...

Последнее изменение Tue, 31 Mar 2015 автором Dimouse


Назад в раздел Old-games Diskmag 6